Мировой опыт развития транспортных монополий, страница 4

Ситуация с конкуренцией в грузовых перевозках более простая, чем в пассажирских. В принципе, любая компания, имеющая лицензию, которая подтверждает способность выполнять перевозки с достаточной степенью безопасности, может выполнять перевозки на сети DBAG на тех же условиях и за ту же плату, что и DBCargo. Отличие заключается лишь в том, что DBCargo имеет большие скидки, как крупный перевозчик. К середине 1999 г. определился перечень независимых компаний ‑ конкурентов DBCargo. Однако, не все они имели полное представление обо всех затратах, связанных с движением поездов, считая, что плата за доступ к инфраструктуре включает все расходы. На самом деле существуют дополнительные сборы за пользование услугами станций и терминалов, сортировочные операции, использование подъемно-транспортного оборудования, на оплату труда поездных бригад и прочие.

Несмотря на то, что планировалось переключение грузопотоков с автомобильного транспорта на железнодорожный, ситуация складывается таким образом, что автоперевозчики увеличивают свою долю на рынке грузовых перевозок. Появление конкурентов, таким образом, усложняет положение DBCargo.

Утвердились 15 независимых операторов, осваивающих около 80% оборота, не охваченного DBCargo. Это, главным образом, промышленные железные дороги, такие, как DortmunderEisenbahn, KolnHarbours & Freight или ECO-Trans, железнодорожная компания металлургического концерна в Айзенхюттенситадте. Компания Elbe-WeserBahn начинала с местных грузовых перевозок, но потом освоила и дальние. Компания BahngesellschaftWaldhof начинала в Мангейме как промышленная железная дорога.

Промышленные концерны, имеющие собственные железные дороги, например ThyssenKruppStahl, осваивают некоторые грузопотоки самостоятельно, организуя движение маршрутных поездов между своими предприятиями, находящимися в разных городах. В остальном условия для конкуренции таковы, что DBCargo остается национальным монополистом в перевозках на дальние расстояния и между регионами, особенно если в этом задействованы сортировочные станции.

Тем не менее, несколько независимых операторов, начинающих в пассажирских перевозках, пытаются выйти на рынок грузовых. В их число входит и компания DEG.

В Германии существуют также компании, владеющие собственными железнодорожными путями. Так, химический концерн BASF располагает собственной железнодорожной сетью с персоналом, парком специализированных вагонов и маневровых локомотивов [18].

Уже в первые годы реформ DBAG смогла достичь роста грузо- и пассажирооборота на 12,9 %, объема пассажирских перевозок на 15,1 %, грузооборота на 12 %, оборота концерна на 9% и производительности труда на 83,5 %. Кроме того, в первые три года инвестировано 42 млрд. марок, что соответствует суммарному объему капитальных вложений за последние 10 лет, а также сэкономлено 16 млрд. марок бюджетных средств [19].

Реорганизация и приватизация железных дорог Великобритании проводилась согласно с законом про железнодорожный транспорт 1993 г. В апреле 1994 г. произошло полное разделение функций содержания инфраструктуры и эксплуатации, что соответствовало требованиям Директивы ЕС. Инфраструктура, включая управление движением, была передана в ведение компании Railtrack, которая функционирует на коммерческой основе. Все подразделения, занимавшиеся ранее в системе BR грузовыми перевозками, приватизированы и разделены на несколько групп: перевозок массовых грузов маршрутными поездами, повагонными отправками и в смешанных сообщениях, ускоренными поездами; мелких отправок и почты. Для компаний введен принцип свободного выхода на рынок транспортных услуг. Вопросами тарифообразования эти компании не занимаются.

В пассажирских перевозках вся сеть была разбита на 25 секторов. В них вошли семь направлений дальних сообщений, семь региональных и одиннадцать линий прежней сети NetworkSoutheast. В сфере пассажирских перевозок услуги предоставляют частные компании ‑ владельцы франшиз. Франшиза выдается сроком на 7 лет и более. В секторах с большими объемами перевозок франшизы выдаются на конкурсной основе, на малорентабельные перевозки предоставляются льготы [13].