Краткий очерк политической экономии (выдержки), страница 4

Еще яснее и проще обстоит дело с идеалом и критерием социальной политики. В общественном производстве това­ров люди вступают в различные весьма сложные отношения между собою. Возможно и даже обычно, что производство и рост народного богатства благодетельствует не весь народ, а только избранные единицы. Сосредоточиваясь в их руках, богатство становится средством порабощения остальной ча­сти населения. Таким образом, наряду с ростом народного богатства и в процессе его производства создается социальная бедность, и богатство, скопляясь в немногих руках, выко­вывает новые цепи эксплуатации, горя и нужды. Параллель­но с экономическим богатством растет и социальная бед­ность, и богатство, вместо средства освобождения человече­ства, становится новым средством его порабощения. Для христианства, а, следовательно, и для христианской поли­тической экономии, возможно только одно, именно резко отрицательное отношение к этой эксплуатации человека человеком и к накоплению неправедных богатств. Путь, который указывает здесь христианство, есть путь социаль­ной любви, свободы, равенства и братства. Поэтому христи­анская политическая экономия имеет своей естественной и неустранимой задачей выработку социальных преобразова­ний в духе указанного идеала. Об этом много будем гово­рить ниже.

Итак, если обобщить задачи христианской политической экономии и поставить их в связь с общей задачей, которая должна быть руководящей во всем и для каждого христиа­нина, — с исканием Царства Божьего, то они выразятся так: христианская политическая экономия ищет осуществления Царства Божьего, свободы, правды и любви в экономиче­ской жизни, в области социальной и экономической поли­тики. Никакого иного идеала христианин иметь не может, но он должен стремиться творчески применять его к новым и новым областям усложняющейся жизни и освещать ее тем­ные еще области, а в частности и экономическую жизнь.

Задачу христианской политической экономии иначе мож­но определить еще так: она призвана освещать исторический путь социальной любви. Христианство не знает заповеди выше любви, по указанию Евангелия, Господь спросит нас в оный день о делах практической любви к ближнему, я готов сказать, социальной любви: накормили ли мы голодного, напоили ли алчущего, одели ли нагого, посетили ли больно­го и заключенного в тюрьме. Доселе христианство понима­ло и выполняло эту заповедь в форме исключительно лично­го подвига, но не социального делания. При более простых общественно-экономических отношениях прежнего време­ни, может быть, это понимание и соответствовало его жиз­ненным потребностям, и наилучшим выполнением евангель­ской заповеди действительно было буквальное. Тогда дело практической любви сводилось к элементарной благотвори­тельности и личной доброте (так понимала ее и наша старая Русь). В настоящее время такое понимание совершенно не соответствует потребностям жизни с ее сложными социаль­ными отношениями. Не отрицая значения личного подвига и личного служения, которое вообще неустранимо для хри­стианства, мы должны стремиться понять Христову запо­ведь шире и применить ее не только к лицам и личным отно­шениям, но и к учреждениям, которые воплощают в себе нравственную идею, служат добру или злу, любви или нена­висти и в то же время по своему влиянию на жизнь могу­щественнее личного добро делания. Добросовестное и вдум­чивое желание честно исполнить заповедь Христову неизбеж­но заставит задуматься и о смысле того экономического строя, при котором мы живем, и определить свое к нему отношение. Для деятельной любви, кроме личного подвига и наряду с ним, открывается путь социальных преобразований, на кото­рый трудно вступить без руководства социальной науки, в частности, политической экономии, она играет роль своего рода Беатриче, проводящей современного Вергилия через ад и чистилище, становится наукой социальной любви.

Границы политической экономии