Краткий очерк политической экономии (выдержки), страница 3

Что касается первого вопроса, то общие принципиальные основания для его разрешения даны уже в предыдущем изложении. Если справедливо, что экономический прогресс необходим для роста человеческого духа, для освобождения его от рабства мертвым стихиям мира в целях деятельности духовной, для одухотворения мертвых сил природы, то содействие такому прогрессу есть вполне христианская задача, к которой не должен отнестись индифферентно ни один христианин. Кроме того, не надо забывать, что застоя вообще не знает жизнь, движение же возможно только или вперед, или назад. Экономический же застой или регресс, при естественном росте населения, обрекает его на все ужасы голодания, одичания и, в конце концов, вымирания. Кто решится, например, отрицать, что экономический прогресс для нашего периодически голодающего теперь крестьянства есть настоятельная задача, которую не может отвергнуть всякий, способный сочувствовать человеческим страданиям, а тем более христианин, с высшей для него заповедью любви. Таким образом, христианское воззрение на экономический прогресс или на рост производительности труда и народного богатства совершенно совпадает здесь с обычным, распрост­раненным в политической экономии, воззрением. Есть, од­нако, существенная и принципиальная разница. Тогда как для языческой политической экономии (а таковой она явля­ется в большинстве случаев) рост богатств признается сам себе целью и оценивается с точки зрения возможности тех наслаждений, которые можно при помощи его извлекать (таково чисто гедонистическое, эпикурейское понимание жизни, которое лежит в основе и современного языческого социализма), для христианства рост богатств представляет благо только как средство освобождения человеческого духа. В богатстве всегда заключена возможность искушения, не­христианского отношения к нему, духовного гедонистичес­кого плена. Объективно это выражается в известном направ­лении производительного труда, в росте производства пред­метов роскоши (т. е. того, что считается и фактически явля­ется роскошью для данного времени), а это может приво­дить в дальнейшем к упадку и самого хозяйства. Поэтому не всякий экономический прогресс является желательным и добрым с христианской точки зрения, извращениям высо­кой и утонченной материальной культуры следует предпо­честь иногда патриархальную грубость с ее нерастраченны­ми и неотравленными силами. Исповедуя, что мир во зле лежит, и что зло существует прежде всего как явление ду­ховное, с которым необходимо вести неослабную борьбу, христианская политическая экономия вносит в оценку эко­номического прогресса и связанного с ним роста потребно­стей чисто аскетический корректив, учит быть всегда насто­роже, чтоб не оказаться в духовном плену от богатства. Итак, рост богатства и, соответственно, потребностей с христиан­ской точки зрения допустим и желателен как условие ду­ховного роста отдельной личности и всего человечества, но не как источник низких, хотя бы и утонченных, наслажде­ний, грубых, хотя бы и культурных, страстей. Народное богатство может быть путем и свободы, и рабства, потому нужно бояться его искушений, и добровольная бедность,подвиг св. Франциска Ассизского, останется навсегда для христианства возвышенным и манящим образцом личной победы над искушениями богатства. Но не надо забывать, что для возможности свободного личного подвига отречения от богатства необходимо отсутствие бедности недоброволь­ной, народнохозяйственной.

Еще более бесспорным следует признать второе ограни­чение основного догмата языческой политической экономии о росте богатств. Он не должен покупаться насильственны­ми средствами, путем замучивания людей, разбойничества и грабежа. К сожалению (как мы еще увидим), этот путь является самым обычным и часто наблюдающимся в исто­рии, да и посейчас он не оставлен цивилизованным челове­чеством не только во внутреннем капиталистическом раб­стве, связанном с современной организацией производства, но и в так называемой колониальной политике, которая есть ни что иное как форма международного разбоя и грабежа. Цивилизованные государства наперерыв друг перед другом стремятся оружием захватить области, принадлежащие бо­лее слабым в военном отношении народам, с тем, чтобы гра­бить их (или, по более вежливому выражению, эксплуати­ровать колонии). Такой же была и русская авантюра отно­сительно Манчжурии, хотя и не удавшаяся и так дорого стоившая русскому народу. Для народа-грабителя «колони­альное хозяйство» есть необыкновенно выгодная статья и очень действительное средство роста народного богатства, и оно на этом основании одобряется и даже рекомендуется некоторыми политикоэкономами. Христианская политичес­кая экономия может отнестись к нему только с самым рез­ким и решительным осуждением, ибо она благословляет народный труд, но не народный разбой. Итак, в области экономической политики критерием она выставляет здоро­вый хозяйственный прогресс, на основе развития полезных отраслей народного труда.