Подбор полиноминальной зависимости методом наименьших квадратов. Решение СЛАУ

Страницы работы

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам разработку программного обеспечения под ключ.

Опытные программисты сделают для вас мобильное приложение, нейронную сеть, систему искусственного интеллекта, SaaS-сервис, производственную систему, внедрят или разработают ERP/CRM, запустят стартап.

Сферы - промышленность, ритейл, производственные компании, стартапы, финансы и другие направления.

Языки программирования: Java, PHP, Ruby, C++, .NET, Python, Go, Kotlin, Swift, React Native, Flutter и многие другие.

Всегда на связи. Соблюдаем сроки. Предложим адекватную конкурентную цену.

Заходите к нам на сайт и пишите, с удовольствием вам во всем поможем.

Фрагмент текста работы

Новосибирский Государственный Архитектурно-Строительный Университет

Кафедра прикладной математики

Отчет по лабораторной работе №2 Аппроксимация

Часть 2: Подбор полиноминальной

зависимости   методом наименьших квадратов. Решение СЛАУ.

Вариант №5

Выполнил студент 321 гр

Гербер Ю. А.

Проверил: Федорченко И.А.

Новосибирск  2010

1. МЕТОД НАИМЕНЬШИХ КВАДРАТОВ (МНК)

Задана система точек (узлы интерполяции) xi , i = 1,2,...,N; a £ xi £ b, и значения fi, i = 1,2,....,N. Требуется построить многочлен 3-ей степени P3(x)=a1+a2x+a3x2+a4x3, имеющий в узлах интерполяции минимальное отклонение от заданных значений fi. В i-ой точке полином P3(x) отклоняется от значения fiна величину (P3(xi)-fi). Суммируя квадраты отклонений полинома по всем точкам i=1,2,…N, построим функционал

Найдем min. Для этого приравняем нулю все частные производные . Собирая коэффициенты при неизвестных ai, получим нормальную систему  ‑ СЛАУ относительно вектора

В матричном виде систему можно записать:              B a = f.     (1)

B – матрица системы, a – искомый вектор, f – вектор правой части. Решение СЛАУ найдем с помощью точного метода Гаусса, а также с помощью итерационного метода релаксации.

2. МЕТОД РЕЛАКСАЦИИ

ШАГ 1. Запишем систему (1) в виде  a = a -τ(Вa – f), τ >0  ‑ параметр, значение которого подбирается таким образом, чтобы построенный итерационный метод сходился.

ШАГ 2. Зададим точность метода ε>0, параметр релаксации τ>0,  введем вектор начального приближения к решению a0. Вектор может быть произвольным, например, нулевым:.a0 = (0, 0, ..., 0).

ШАГ 3. Следующее приближение ‑ вектор a1 находится следующим образом: a1 = a0 ‑ τ(Вa0– f), или, в скалярном виде: 

ШАГ 4. Вычислим вектор невязки: r = a1 – a0  и его норму: ║ r ║= max ( r i)..

ШАГ 5. Приготовимся к следующей итерации. Занесем компоненты вектора a1в вектор a0, т.е. a0i:=a1i. I=1,2..m.

ШАГИ 3-5 образуют итерационный цикл. Будем повторять их до тех пор, пока не выполнится  условие ║ r║ < ε.

3. выполнение задания

1. вычислить коэффициенты  матрицы В   и вектора правых частей f

2. решить СЛАУ методом обратной матрицы  и методом Крамера . Выписать исходный полином , построить его график и нанести заданные точки.

3. Решить систему  Ba=f , с помощью метода релаксации  для ε=10-3 . Для подбора значения  параметра τ , необходимо следить  за поведением значения а1   и нормы вектора невязки  ║ r║. В случае , если невязка растет , остановить процесс , задать  меньшее значение τ  и попробовать заново.

Результаты занести в  Таблицу№1:

τ

сходимость процесса

1

не сходиться

0,5

не сходиться

0,25

не сходиться

0,1

сходиться

4. после выбора значения τ, обеспечивающего сходимость итерационного  процесса , определить необходимое для этого количества итераций . Для  ε=10-3 подобрать оптимальное значение параметра , т.е. такое значение , при котором метод сходиться с наименьшим количеством итераций .Результат занести в Таблицу №2

τ

количество итераций для ε=10-3

0,1

240

0,15

300

0,125

150

5. Для оптимального значения параметра τ просчитать варианты с изменением точности ε=10-2 , ε=10-3, ε=10-4 . Сравнить полученные результаты а1,а234  с результатами , полученными по методу Крамера . Результаты занести  в  Таблицу №3

ε

количество итераций

а1

а2

а3

а4

10-2

10-3

10-4

решение методом Крамера

 Решение  

Исходные данные

X

F

-1

-5

-0,8

-3,2

-0,7

-2,5

-0,5

-1,8

-0,4

-1,6

-0,3

-1,5

0

-2

0,1

-2,3

0,2

-2,7

0,4

-3,7

0,5

-4,3

0,9

-6,5

1

-7

Метод обратной матрицы

Если , то существует матрица , обратная к данной. Умножим исходную систему уравнений (2.1) на обратную матрицу слева. Получим

.

Известно, что произведение обратной матрицы на исходную дает единичную матрицу , и, следовательно, получаем , или

                           

Решение СЛАУ свелось к умножению известной обратной матрицы на вектор правых частей. Таким образом, задача решения СЛАУ и задача нахождения обратной матрицы связаны между собой, поэтому часто решение СЛАУ называют задачей обращения матрицы.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Отчеты по лабораторным работам
Размер файла:
70 Kb
Скачали:
0

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам разработку программного обеспечения под ключ.

Опытные программисты сделают для вас мобильное приложение, нейронную сеть, систему искусственного интеллекта, SaaS-сервис, производственную систему, внедрят или разработают ERP/CRM, запустят стартап.

Сферы - промышленность, ритейл, производственные компании, стартапы, финансы и другие направления.

Языки программирования: Java, PHP, Ruby, C++, .NET, Python, Go, Kotlin, Swift, React Native, Flutter и многие другие.

Всегда на связи. Соблюдаем сроки. Предложим адекватную конкурентную цену.

Заходите к нам на сайт и пишите, с удовольствием вам во всем поможем.