ТЕМА 4. Экономическая социализация.
4.1. Введение в проблему. Самое простое определение социализации - это процесс преобразования социального опыта в собственные установки, ориентации, ценности. Определение экономической социализации впервые было сформулировано Б.Стаси с соавторами в 1982 г.
Экономическая социализация – это усвоение и активное воспроизводство индивидом социального опыта в экономической сфере жизни.
Сущность проблемы – когда и как дети вовлекаются в экономические отношения?
Базовая теория экономической социализации – теория делелопментализма Пиаже. Основной фактор – собственный опыт. В меньшей степени успешность экономической социализации зависит от биологического повзросления и интеллекта.
Экономическая социализация
Опыт психическое развитие интеллект
«биологическое повзросление»
Индикатор экономической социализации – экономическая компетентность (термин О.С.Дейнека).
Б.Стаси ограничивает социализацию детским и подростковым возрастом. Основные аспекты:
qДеньги;
qСобственность;
qСоциальные различия (экономический статус);
qЭкономическое поведение.
Первый актуальный аспект – СОБСТВЕННОСТЬ (личное имущество) как составная часть образа самого себя.
Поведение собственника предъявляет требования к экономическому поведению (чтобы сохранить собственность). Оно должно быть:
qЭффективным;
qКомпетентным.
1.2. этапы социализации.
1) 4-6 л. – элементарные представления о деньгах и покупках;
2) 6-8 л. – осознание взаимосвязи между деньгами и работой как их источником
деньги работа
3) 7-9 л. – понимание ценности денег. Формирование представления о богатстве и бедности, о социоэкономических различиях.
4) 10-12 л. – способность строить экономические отношения по функциональному принципу (например, накапливать деньги).
5) 13-15 л. – осознание социально-экономического неравенства и положения собственной семьи в социальной структуре.
Эта периодизация была подвергнута критике, в частности, Фенемом в 1984 г., т.к. она не учитывает половые, культурные, национальные различия.
Примеры:
qмальчики раньше взрослеют в экономическом плане, больше склонны к накоплению на определенную вещь (т.к. мальчикам больше дают карманных денег).
qАфриканские дети и дети из Гонконга раньше европейских детей осваивают понятие выгоды (знают это уже в 6 лет), а в 10 лет знают, что такое банк (т.к. они раньше вовлекаются в сферу бизнеса, участвуют в торговых и бартерных сделках).
qФактор классовой принадлежности родителей оказывает влияние на формирование экономических представлений у детей (Г.Маршалл, Л.Магрудер, 1960). Понимание детьми функций денег зависит от:
¨ Дают ли им карманные деньги;
¨ Предоставляется ли им возможность самым заработать и накопить деньги;
¨ На что тратят деньги их родители.
qИ.Ньюсан, Э.Ньюсан. 1976. Дети представителей среднего класса получают карманных денег в среднем в 2 раза меньше, чем дети из рабочих семей; в среднем в 2 раза чаще откладывают их. 52% детей рабочих полностью расходуют деньги в течение недели.
¨ Гипотеза: поведение объясняется тем, что у них сформировано представление о прямой связи
Деньги удовольствие.
qФенэм, Томас (1984). Родители среднего класса регулярно выдают своим детям фиксированную сумму на карманные расходы и начинают делать это по отношению к детям более младшего возраста, чем родители из рабочей среды. Экономической компетентности можно учить в процессе ролевых игр.
qЩедрина 1991 г. рекомендации родителям:
¨ 7-8 л. деньги давать 1 раз в неделю;
¨ более старшим – 1 раз в месяц;
Деформация экономической мотивации детей:
¨ платить за работу по дому;
¨ платить за оценки
1.3. Существуют три института экономической социализации:
¨ Воспитание (семья);
¨ Образование (школа, институт);
¨ Личный опыт.
1.4. Механизмы экономической социализации:
¨ Инструментальное научение (А.Бандура, автор социально-когнитивной теории , 1977 г.);
¨ Идентификация (усвоение поведения тех, кто наделен властью, или пользуется авторитетом).
¨ Подражание.
Подражание – Миллер, Доллард;
Бехтерев;
Бандура.
Модель социального влияния Г.Келмена (1967 г.).
3 уровня влияния:
1) подчинение – прагматический характер;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.