История развития экономической психологии

Страницы работы

Содержание работы

Тема2. История развития экономической психологии.

Экономическая психология зародилась в рамках экономики. Если политика декларирует своей целью благосостояние всего народа, то методы достижения этого благосостояния описываются в экономике (объективные требования экономической реальности, законы стоимости, спроса и предложения) и экономической психологии (человеческий фактор в экономических отношениях).

Основные тенденции в экономической науке, в рамках которых «вызревала» экономическая психология:

1.  А.Смит (1723-1790) – признанный основатель экономической науки как самостоятельной области.

2.  А.Маршалл (1842-1924) – создатель микроэкономической теории;

3.  Джон Кейнс (1883-1946) – автор теории макроэкономики.

В работах этих авторов оформился подход рационального «экономического» человека, цель деятельности и поведения которого состоит в получении выгоды (benefit), дохода (income).

Основа концепции – экономический «эгоизм», т.е. стремление человека к максимизации собственной выгоды.

А.Маршалл предложил интересную классификацию мотивов потребления:

1)  стремление к разнообразию;

2)  стремление привлечь внимание;

3)  жажда признания.

1 – это когнитивный мотив; 2,3 – мотив аффилиации.

Склонности человека он предлагал определять по тому, как и на что он расходует деньги.

Он же является автором классификации мотивов хозяйственной жизни в целом:

1)  личные привязанности;

2)  представление о долге;

3)  нравственные идеалы.

Мотивы коммерческой деятельности:

1)  удовлетворение от проявления способностей;

2)  стремление к соревнованию;

3)  инстинкт приобретения власти.

Таким образом, экономическое поведение может быть обусловлено мотивом власти. С современной точки зрения, стремление к престижу, власти – первично для руководителей, в то время как стремление к выгоде – для предпринимателей.

Кейнс известен как автор «основного экономико-психологического закона» – люди склонны увеличивать (уменьшать) свое потребление с повышением (снижением) дохода, но с меньшей скоростью. Он также подробно анализировал проблему БЛАГОСОСТОЯНИЯ, соотношения мотивов потребления с мотивами сбережения.

В свою очередь концепция экономического человека базируется на концепции РАЦИОНАЛЬНОСТИ, предложенной немецким социологом и экономистом Максом Вебером 1864-1920 (Вебер М. Избранные произведения. М.1991).

                  У1                            У2                          У3

 


У – участник;

Экономика – такая система, где участники осуществляют свои действия на рациональном сопоставлении двух факторов:

                  ПОЛЕЗНОСТЬ                            ИЗДЕРЖКИ.

Постулируется способность индивида ОПРЕДЕЛИТЬ ЛОГИЧЕСКИ и РАССЧИТАТЬ ЧИСЛЕННО собственную выгоду при условии:

1)  свободы выбора;

2)  абсолютной полноты информации.

Эта способность – основа «капиталистического» духа. Идея «капиталистического» духа составляет основу психологической теории предпринимательства. Именно эта способность отличает предпринимателя от остальных участников экономических отношений.

Вебер также создал теорию «субстантивной рациональности» – стремление индивида соответствовать определенным социальным ценностям и нормам, принятым в группе, которую он считает РЕФЕРЕНТНОЙ.

Например, человеку может быть не нужна определенная вещь, но он должен ее приобрести, чтобы соответствовать статусу (машина определенной марки, деловая рубашка определенной фирмы, квартира определенной площади, охранник). Кроме того, он будет посещать определенные места, принятые в его референтной группе (ресторан, сауна, театр, клуб и т.п.); устраивать детей в определенные учебные заведения (например, в конкретный колледж, институт, спортивную или музыкальную школу).

У субстантивной рациональности есть еще одна сторона. В соответствии с ее принципами человек не должен поступать в отношении другого человека так, как он не хотел бы, чтобы тот поступал по отношению к нему. Это подразумевает «невыгодность» нанесения вреда. Аналог российской теории разумного эгоизма.

В соответствии с концепцией рациональности М.Вебер предлагает считать инвестиционное поведение (предполагающее отказ от удовлетворения сиюминутных потребностей) как АСКЕТИЗМ.

Противник Вебера – Г.Тард (1902 г. «Экономическая психология»). Разрабатывал маркетинговую ветвь в экономической психологии. Экономическая психология (потребительское поведение и мотивация человека к труду НЕ ВСЕГДА сугубо рациональны, они могут зависеть от эмоциональных факторов, индивидуальных предпочтений и привязанностей). Но работа Тарда оказалась преждевременной, общество не было готово к ее восприятию (ПРОЦВЕТАЛ РАЦИОНАЛЬНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ), поэтому она не оказала влияния на мышление современников.

Похожие материалы

Информация о работе