ТЕМА 6. Экономическая власть, экономическая свобода.
В.Д.Попов (1989).
Политическая власть – это способность и воля определенного класса, группы, индивида проводить в жизнь свою политическую линию в соответствии с собственными интересами;
Экономическая власть – это способность реализовать свое право на собственность и на распоряжение ею в своих интересах и интересах общества.
На житейском языке экономическая власть – это власть богатых, власть денег. Ее отрицательные психологические атрибуты – зависть, корысть, зависимость, преклонение, угодничество и ненависть.
Функции экономической власти:
¨ Функция господства (принадлежит тем, в чьих руках находится собственность);
¨ Функция руководства (обычно предоставляется партиям, государству);
¨ Управления и организации (ее выполняют специалисты, работники аппрата);
¨ Контроля (осуществляется всеми перечисленными структурами). Выделяют общественную и государственную власть. Первая осуществляется общественными организациями, представительными органами народа, вторая – всегда связана с правящим классом, слоем, группой. Только государственная власть обладает монополией на принуждение с помощью спецаппарата в отношении всех членов общества. Власть теневых структур в экономике является примером негосударственной власти. Она возникает тогда, когда государственная власть не справляется со своими функциями.
Что первично? Экономическая власть или политическая?
К.Маркс – экономическая власть, т.к. она непосредственно связана с капиталом;
Бехтерев, Бурдье – политическая власть, которая программирует экономические реформы.
В системе властных отношений экономическая власть играет то меньшую, то большую роль, чем политическая власть. Каждая стремится расширить сферу своего влияния за счет другой. Однако ни одна не может поглотить другую, ибо они нуждаются друг в друге объективно. Но при общем балансе бывают спорадические порывы одной в другую. Например, государственная власть может демонстрировать очень сильное влияние политики на экономику, при всей ее зависимости от экономики. Политика может обходить основные законы экономики, перераспределяя богатство. Например, правительство может спасти производителя от банкротства, отобрав часть прибыли у более удачливого производителя и передав в виде субсидий разоряющемуся. Наоборот, экономические ресурсы способны до известной степени превращаться в средства политической борьбы. Если граждане неравны в экономических ресурсах, скорее всего будут неравны и их политические возможности. Экономическое неравенство – это неравенство не только в доходе и богатстве, статусе и квалификации, но и в осведомленности, контроле над информацией и пропагандой, в доступе к политическим лидерам.
Экономическая власть подразумевает экономическое неравенство. Следовательно, у человека возникает желание перераспределять ресурсы, это источник экономической активности, экономического роста государства при соблюдении определенных правил (политическая власть «задает» правила игры). Для реализации экономически активного поведения нужна определенная степень свободы. Г.Тульчинский (1993). Свобода и ответственность в сб. Русская философия и собственность 18-20 века под ред.К.Исупова и И.Савкина. СПб. Противник «идеи». Идея – это ВОЛЯ, а воля – это отсутствие ответственности.
Свобода – это прежде всего самостоятельность в принятии решения. «Сфера моей свободы есть сфера моего автономного поведения. Но мои решения – исключительно мои – и вменяться могут только мне и никому другому. И тогда сфера моей свободы совпадает со сферой моей ответственности. Если я свободен, я ответственен за проявления свободы. Но зато и отвечать я могу только за то, в чем свободен». Тогда стать свободнее можно только расширив свою ответственность, а это возможно только с учетом интересов других, в сочетании со своими. Помимо воли других людей это невозможно. Свободное общество потому и богатеет, что это общество взаимного удовлетворения взаимного спроса.
«А есть ситуация воли. Когда я напрочь не учитываю интересы других. У меня есть идея. И ради нее я себя не пожалею, но и других не пощажу. В ситуации воли я не ответственен. Социальное пространство не структурировано. Оно пусто. Самозванцы носятся со своими идеями. Все «блефуют». Воля – инстинкт свободы, свобода – сознание воли.
Итог ситуации свободы – созидание и творчество, итог ситуации воли – разрушение, хаос. Столкновение воль усмиряется только самой сильной волей сверхсамозванца, насилием, установлением иерархии «ответственности». Административно-канализационная (термин О.С.Дейнека) ответственность не порождает ничего, кроме всеобщей безответственности. Человек будет делать все, чтобы уйти от ответственности, чтобы принимаемые решения были не его решениями («а требованиями суровой необходимости», «жертвами ради светлого будущего» и т.п.).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.