Экономическая социализация. Введение в проблему. Этапы социализации

Страницы работы

7 страниц (Word-файл)

Содержание работы

ТЕМА 4. Экономическая социализация.

4.1. Введение в проблему. Самое простое определение социализации  - это процесс преобразования социального опыта в собственные установки, ориентации, ценности. Определение экономической социализации впервые было сформулировано Б.Стаси с соавторами в 1982 г.

Экономическая социализация – это усвоение и активное воспроизводство индивидом социального опыта в экономической сфере жизни.

Сущность проблемы – когда и как дети вовлекаются в экономические отношения?

Базовая теория экономической социализации – теория делелопментализма Пиаже. Основной фактор – собственный опыт. В меньшей степени успешность экономической социализации зависит от биологического повзросления и интеллекта.

                                                   Экономическая социализация

Опыт                                психическое развитие                         интеллект

                                         «биологическое повзросление»

Индикатор экономической социализации – экономическая компетентность (термин О.С.Дейнека).

Б.Стаси ограничивает социализацию детским и подростковым возрастом. Основные аспекты:

qДеньги;

qСобственность;

qСоциальные различия (экономический статус);

qЭкономическое поведение.

Первый актуальный аспект – СОБСТВЕННОСТЬ (личное имущество) как составная часть образа самого себя.

Поведение собственника предъявляет требования к экономическому поведению (чтобы сохранить собственность). Оно должно быть:

qЭффективным;

qКомпетентным.

1.2.  этапы социализации.

1)  4-6 л. – элементарные представления о деньгах и покупках;

2)  6-8 л. – осознание взаимосвязи между деньгами и работой как их источником

                               деньги                              работа

3)  7-9 л. – понимание ценности денег. Формирование представления о богатстве и бедности, о социоэкономических различиях.

4)  10-12 л. – способность строить экономические отношения по функциональному принципу (например, накапливать деньги).

5)  13-15 л. – осознание социально-экономического неравенства и положения собственной семьи в социальной структуре.

Эта периодизация была подвергнута критике, в частности, Фенемом в 1984 г., т.к. она не учитывает половые, культурные, национальные различия.

Примеры:

qмальчики раньше взрослеют в экономическом плане, больше склонны к накоплению на определенную вещь (т.к. мальчикам больше дают карманных денег).

qАфриканские дети и дети из Гонконга раньше европейских детей осваивают понятие выгоды (знают это уже в 6 лет), а в 10 лет знают, что такое банк (т.к. они раньше вовлекаются в сферу бизнеса, участвуют в торговых и бартерных сделках).

qФактор классовой принадлежности родителей оказывает влияние на формирование экономических представлений у детей (Г.Маршалл, Л.Магрудер, 1960). Понимание детьми функций денег зависит от:

¨  Дают ли им карманные деньги;

¨  Предоставляется ли им возможность самым заработать и накопить деньги;

¨  На что тратят деньги их родители.

qИ.Ньюсан, Э.Ньюсан. 1976. Дети представителей среднего класса получают карманных денег в среднем в 2 раза меньше, чем дети из рабочих семей; в среднем в 2 раза чаще откладывают их. 52% детей рабочих полностью расходуют деньги в течение недели.

¨  Гипотеза: поведение объясняется тем, что у них сформировано представление о прямой связи

                               Деньги                             удовольствие.

qФенэм, Томас (1984). Родители среднего класса регулярно выдают своим детям фиксированную сумму на карманные расходы и начинают делать это по отношению к детям более младшего возраста, чем родители из рабочей среды. Экономической компетентности можно учить в процессе ролевых игр.

qЩедрина 1991 г. рекомендации родителям:

¨  7-8 л. деньги давать 1 раз в неделю;

¨  более старшим – 1 раз в месяц;

          Деформация экономической мотивации детей:

¨  платить за работу по дому;

¨  платить за оценки

1.3.  Существуют три института экономической социализации:

¨  Воспитание (семья);

¨  Образование (школа, институт);

¨  Личный опыт.

1.4.  Механизмы  экономической социализации:

¨  Инструментальное научение (А.Бандура, автор социально-когнитивной теории , 1977 г.);

¨  Идентификация (усвоение поведения тех, кто наделен властью, или пользуется авторитетом).

¨  Подражание.

Подражание – Миллер, Доллард;

                          Бехтерев;

                          Бандура.

Модель социального влияния Г.Келмена (1967 г.).

3 уровня влияния:

1)  подчинение – прагматический характер;

Похожие материалы

Информация о работе