 
											 
											 
											 
											 
											 
											Практическое занятие 6.
Тема:
Задача построения оптимального управления может быть сформулирована как вариационная задача. При этом кроме уравнений объекта управления должны быть заданы краевые условия и выбран критерий оптимальности. Кроме того, могут быть заданы ограничения на управление и фазовые координаты.
Пример 6.1.
Рассмотрим задачу об оптимальном управлении электроприводом, динамика которого описывается системой уравнений
 (6.1)
                                        
(6.1)
где
 – угол поворота вала электродвигателя и
 – угол поворота вала электродвигателя и  – скорость поворота.
 – скорость поворота.
Необходимо определить оптимальный процесс перевода системы (6.1) из одной точки фазового пространства
 ,
,   ,                                  (6.2)
,                                  (6.2)
в другую заданную точку фазового пространства
 ,
,   (6.3)
                                  (6.3)
за
фиксированный отрезок времени  , затрачивая при этом
минимум энергии управляющего сигнала, т.е. функционалом минимизации, является интеграл
, затрачивая при этом
минимум энергии управляющего сигнала, т.е. функционалом минимизации, является интеграл
 .
.
Для построения конкретных временных диаграмм
предположим, что  ,
,  .
.
Решение.
Для определения оптимального управления  и оптимальной фазовой траектории
 и оптимальной фазовой траектории  воспользуемся уравнениями Эйлера.
 воспользуемся уравнениями Эйлера.
Составим функцию Лагранжа
 .
.
Получаем задачу безусловной оптимизации с теми же граничными условиями (6.2) и (6.3) в виде функционала
 .                               
(6.4)
.                               
(6.4)
Применяем уравнения Эйлера

к функционалу (6.4). Вычисляем соответствующие производные уравнений Эйлера:
 ,
,                          
 ,
,             ,
,
 ,
,                  ,
,           ,
,
 ,
,         ,
,                 
 ,
,
 ,
,        .
.
Подставляя найденные величины в уравнения Эйлера, получим систему уравнений
 (6.5)
                (6.5)
Решая систему (6.5), последовательно находим:
 ,
,    ,
,
 ,                                                      
(6.6)
,                                                      
(6.6)
 ,                                        
(6.7)
,                                        
(6.7)
 .                              
(6.8)
.                              
(6.8)
Для определения постоянных интегрирования  ,
,  ,
,  и
 и  в (6.6)
– (6.8) используем граничные условия (6.2) и (6.3) при
 в (6.6)
– (6.8) используем граничные условия (6.2) и (6.3) при  ,
,
 . После несложных вычислений находим:
. После несложных вычислений находим:
 ,
,   ,
,   ,
,   .
.
Следовательно, для заданных граничных условий можно окончательно
записать уравнения оптимальных процессов  ,
,  и
 и 
 ,
,      ,          (6.9)
,          (6.9)
 .
.
Графики  и
 и  , соответствующие формулам (6.9), приведены
на рис. 6.1.
, соответствующие формулам (6.9), приведены
на рис. 6.1.
Как видно из рис. 6.1, управляющее воздействие  (ток якоря двигателя) должно меняться по
линейному закону, а скорость поворота вала двигателя
 (ток якоря двигателя) должно меняться по
линейному закону, а скорость поворота вала двигателя  –
по параболе, где
 –
по параболе, где  – заданный угол поворота вала
двигателя.
 – заданный угол поворота вала
двигателя.
|  | 
Пример 6.2.
На основании примера 6.1 при той же постановке задачу оптимального управления рассмотрим влияние ограничения по скорости в следующем виде
 ,
,    (5.43)
                                   (5.43)
на решение задачи.
Таким образом, можем исследовать решение задачи в
примере 5.1 с учетом условия (6.10). Из (6.9) следует, что решение относительно
переменной  должно удовлетворять условию
 должно удовлетворять условию
 .                          
(6.11)
.                          
(6.11)
Если условие (6.11) не выполняется, то  ,
,  и
 и  не являются решениями поставленной задачи.
Иначе говоря, если имеет место условие
 не являются решениями поставленной задачи.
Иначе говоря, если имеет место условие   , то
оптимальная траектория
, то
оптимальная траектория  состоит из трех частей (рис.
6.2): одна часть
 состоит из трех частей (рис.
6.2): одна часть  лежит вне запрещенной области
 лежит вне запрещенной области  и поэтому имеет форму квадратной параболы
(6.7)
 и поэтому имеет форму квадратной параболы
(6.7)
 ;
;
вторая
часть  также принадлежит области допустимых
значений для
 также принадлежит области допустимых
значений для  и поэтому будет иметь форму квадратной
параболы, но с другими коэффициентами:
 и поэтому будет иметь форму квадратной
параболы, но с другими коэффициентами:
 ;
;
третья
часть  (рис. 6.2) совпадает с границей области
 (рис. 6.2) совпадает с границей области  , поэтому
, поэтому

и соединяет первые две части.
|  | 
Обозначим через  и
 и  те моменты времени
 те моменты времени  ,
когда сопрягаются указанные части оптимальной траектории. Эти моменты пока еще
неизвестны и подлежат определению.
,
когда сопрягаются указанные части оптимальной траектории. Эти моменты пока еще
неизвестны и подлежат определению.
В соответствии с (6.6) - (6.8) оптимальный процесс имеет вид:
1) 
на отрезке времени  :
:
 ,
,
 ,                                  
(6.12)
,                                  
(6.12)
 ;
;
2) 
на отрезке времени  :
:
 ,
,
 ,                                   
(6.13)
,                                   
(6.13)
 ;
;
3) 
на отрезке времени  :
:
 ,
,     ,
,     .                  
(6.14)
.                  
(6.14)
Система соотношений (6.12) – (6.14) показывает, что
оптимальный процесс управления определяется девятью произвольными постоянными интегрирования
и двумя параметрами  ,
,  моментов
сопряжения. Они находятся из граничных условий (6.2), (6.3)
 моментов
сопряжения. Они находятся из граничных условий (6.2), (6.3) 
 ,
,   ;
;   ,
,   ;
;
и условий сопряжения участков траектории
 ,
,    ;
;
 ,
,    ;
;
 ,
,     ;
;
 ,
,     ;
;
|  | 
На рис. 5.4, 5.5 изображены графики функций  и
 и  .
.
Список рекомендуемой литературы.
1. Атанс М., Фалб П. Оптимальное управление. М., «Машиностроение», 1968.
2. Беллман Р., Калаба Р. Динамическое программирование и современная теория управления. –М.: Наука, 1969.
3. Болтянский В.Г. Математические методы оптимального управления. –М.: Наука, 1968.
4. Брайсон А., Хо Ю-ши Прикладная теория оптимального управления. Оптимизация, оценка и управление. М.: Мир, 1972. –544 с.
5. Нефедов Ю.М. Теория управления. Учеб. пос. –Луганск: Изд-во ВНУ им. В.Даля, 2003. – 228 с.
6. Петров Ю.П. Вариационные методы теории оптимального управления. – Л.: Энергия, 1977. – 280 с.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.