Комплектование МТП является заключительной стадией планирования и организации использования (внедрения) систем!
машин применительно к производственным условиям пред при ятия. Этому предшествуют соответствующие расчеты по обоспованию марочного состава агрегатов по технологическим операциям и видам производства, их сменной и сезонной наработке, потребности агрегатов, машиносмен для выполнения системой ма шин базового объема работ с законченным циклом производства Все это составляет основу для объединения машин всех технологических процессов и определения общего оптимального состана МТП предприятия, учитывая, что большая часть работ проводится в разные сроки и в этих случаях один и тот же трактор (рабочая машина) может выполнить эти работы поочередно.
Теоретически для любой технологической операции при каждой группе длины гона требуется свой оптимальный трактор. Однако многомарочность тракторов усложняет организацию технического обслуживания при одновременном увеличении соответствующих затрат. Опыт показывает, что достаточно предусмотреть 4 — 5 типов (марок) тракторов для одного хозяйства, учитывая в первую очередь потребность в специальных тракторах.
Для определения состава МТП применяются следующие методы расчета: экономико-математические, графические, нормативные и др.
Экономико-математические методы, используя возможности компьютеров, позволяют рассчитать не только оптимальный состав МТП с обоснованием числа рабочих машин и тракторов по маркам, но и минимизацию эксплуатационных затрат при различных вариантах комплектования МТА с учетом видов работ, размеров и разобщенности обрабатываемых площадей, продолжительности агросроков, возможностей использования машин (тракторов) на различных технологических операциях и др.
Результаты компьютерного расчета задачи выдаются в виде ряда таблиц, которые содержат оптимальный состав МТП с указанием марок, числа и стоимости машин; распределение техники по видам и пятидневным периодам работы; технико-экономические показатели использования машин и др. Данные методы расчета требуют специальной подготовки программистов и применяются в основном в научно-исследовательских, проектных институтах и на крупных предприятиях, так как позволяют оперативно отслеживать исполнение работ и вводить соответствующие коррективы.
Графические методы позволяют определить состав МТП с обоснованием потребного числа машин по маркам с помощью построения графиков использования машин. При этом задача решается в основном в два этапа. Сначала обосновываются оптимальные варианты комплектования агрегатов и марочный состав тракторов, затем строится график использования машин. В качестве критерия принимается минимум числа тракторов каждой марки при
условии своевременного и качественного выполнения всех плановых работ.
В зависимости от функционального назначения графики использования машин могут быть простыми (отдельно по каждой марке трактора), многофункциональными и др.
Нормативный метод применяется при планировании потребности числа машин по маркам, основываясь на зональных нормах энергозатрат на выполнение определенного объема работ и нормах годовой загрузки машин в часах или наработки тракторов каждой марки в условных эталонных гектарах, а рабочих машин — в гектарах обрабатываемой площади по видам работ.
Нормативный метод позволяет определить состав МТП, годовую потребность числа машин по маркам, не подразделяя их использование и величину загрузки по отдельным периодам (декадам, месяцам, кварталам).
Применение нормативов загрузки машин по видам работ, маркам, зонам их эксплуатации и разработка графиков использования машин позволяет повысить качество планирования, комплектования состава МТП и более эффективно его использовать, сократить трудоемкость составления обоснованных заявок на потребное количество топлива в течение года, приблизить сроки проведения работ к агротехнически оптимальным, уменьшить затраты ручного труда.
Рис. 17.1. Корректировка графика использования машин для тракторов ЛХТ-55 на плановых работах
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.