Система машин в лесном хозяйстве: Учебное пособие. Главы 16-18

Страницы работы

Содержание работы

ГЛАВА  16

ЭКСПЛУТАЦИОННЫЕ ЗАТРАТЫ ПРИ РАБОТЕ МАШИННО-ТРАКТОРНЫХ АГРЕГАТОВ

16.1. Основные виды эксплутационных затрат

Затраты, связанные с эксплуатацией машин в лесном хозяй­стве, подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые затраты осуществляются в производственной сфере. Они связаны с выполнением технологической операции и включают­ся в ее себестоимость.

Косвенные затраты непосредственно не связаны с отдельными видами технологических операций. Это в основном накладные рас­ходы: на содержание административно-управленческого персона­ла и специалистов, подсобных и вспомогательных рабочих; со­держание помещений и сооружений; приобретение инструмен­тов; амортизацию основных средств и т.д. Определить величину косвенных затрат при оценке работы разных МТА сложно. Поэто­му сравнительную оценку эффективности их использования дают по прямым эксплутационным затратам.

Прямые эксплутационные затраты Спр на выполнение отдель­ных технологических операций определяются в рублях на 1 ч ра­боты машин, на 1 га наработки или на 1 т произведенной продук­ции. Расчеты производят по формуле

где Ст, См — затраты, связанные с эксплуатацией соответственно трактора и лесохозяйственной машины, руб./ч; Сх — затраты, связан­ные с хранением трактора и лесохозяйственной машины, руб./ч. Затраты Ст, руб./ч, связанные с эксплуатацией трактора, оп­ределяются по формуле

где Сч.т — часовая ставка тракториста-машиниста на данном виде работ, руб.; Стоп — стоимость топлива и смазочных материалов, расходуемых за 1 ч работы, руб.; Са т — амортизационные отчис­ления на полное восстановление трактора, руб.; Ср т — отчисле­ния на капитальный и текущий ремонты трактора, проведение технического обслуживания на 1 ч работы, руб.

Стоимость топлива и смазочных материалов Стоп, руб./ч, опре­деляется по формуле

где WH — производительность агрегата по норме за 1 ч сменного времени, га/ч; GH — расход топлива по норме, кг/га; Цк — комп­лексная цена топлива и смазочных материалов, руб./кг.

Амортизационные отчисления трактора Саот, руб., определя­ют по формуле

где Сбт — балансовая стоимость тракторов, руб.; Рамнорма ежегодных амортизационных отчислений, руб.; Тфт — фактиче­ская годовая загрузка трактора по данным лесохозяйственного предприятия, ч.

Отчисления на капитальный, текущий ремонты и техническое обслуживание Срт, руб., определяются по формуле

где Рк р, Ргр, Рто — нормы ежегодных отчислений соответственно на капитальный, текущий ремонты и на проведение техническо­го обслуживания, %; Тнт — нормативная годовая загрузка тракто­ра, ч.

Величина прямых затрат См, руб., связанная с эксплуатацией лесохозяйственной машины, определяется по формуле

где Счм — часовая оплата рабочих, занятых на лесохозяйственных машинах, руб.; Са м — часовые амортизационные отчисления на полное восстановление машин, руб.; Ср м — часовые отчисления на текущий ремонт и техническое обслуживание машины, руб.

Для определения часовой оплаты труда рабочих Сч м, руб., за­нятых на машине, используют формулу

где Сч р — часовая ставка труда рабочих, обслуживающих машину по соответствующей тарифной группе, руб.; раб — число рабо­чих, оплата труда которых производится по соответствующей та­рифной группе; п — число тарифных групп.

Часовые амортизационные отчисления Сам, руб., определяют­ся по формуле

где Сб м — балансовая стоимость машин, руб.; Рш — норма еже­годных амортизационных отчислений, %; Тф м — фактическая го­довая загрузка машин, ч.

Часовые отчисления на текущий ремонт и техническое обслу­живание машин определяются по формуле

где Рт р, Рто — ежегодные отчисления соответственно на текущий ремонт и техническое обслуживание машин, %; Тнмнорматив­ная годовая загрузка лесохозяйственных машин, ч.

Для уменьшения эксплутационных затрат необходимо: повы­шать сменную, сезонную и годовую наработку МТА путем ис­пользования прогрессивных методов организации работ, рацио­нального комплектования агрегатов; бережно расходовать топли­во и смазочные материалы; сокращать расходы на ремонт и тех­ническое обслуживание; повышать уровень механизации работ.

16.2. Виды топлива и смазочных материалов

Для карбюраторных автомобильных двигателей в лесном хозяй­стве применяют бензины следующих марок: А-72, А-76, АИ-93, АИ-95. В маркировке бензинов буква «А» означает, что бензин автомобильный: буква «И» свидетельствует, что октановое число определяется по исследовательскому методу; цифры обозначают минимально допустимое октановое число.

Бензин А-72 используют в автомобилях с нефорсированными двигателями (ГАЗ-52-03, ЗИЛ-157, ПАЗ-652Б и др.), в бензомо­торных инструментах, пусковых двигателях.

Бензин А-76 используют в двигателях автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131, «УРАЛ-377Н» и др.

Бензин АИ-93 и АИ-95 используют в двигателях легковых авто­мобилей «Москвич-2141», ГАЗ-24, ВАЗ и др.

Топливом для дизельных двигателей является дизельное топли­во, которое выпускается двух основных видов: для быстроходных дизелей с частотой вращения коленчатого вала более 1000 мин"1 и для тихоходных двигателей с частотой вращения коленчатого вала 200... 1000 мин-1.

Похожие материалы

Информация о работе