ГЛАВА 16
ЭКСПЛУТАЦИОННЫЕ ЗАТРАТЫ ПРИ РАБОТЕ МАШИННО-ТРАКТОРНЫХ АГРЕГАТОВ
16.1. Основные виды эксплутационных затрат
Затраты, связанные с эксплуатацией машин в лесном хозяйстве, подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые затраты осуществляются в производственной сфере. Они связаны с выполнением технологической операции и включаются в ее себестоимость.
Косвенные затраты непосредственно не связаны с отдельными видами технологических операций. Это в основном накладные расходы: на содержание административно-управленческого персонала и специалистов, подсобных и вспомогательных рабочих; содержание помещений и сооружений; приобретение инструментов; амортизацию основных средств и т.д. Определить величину косвенных затрат при оценке работы разных МТА сложно. Поэтому сравнительную оценку эффективности их использования дают по прямым эксплутационным затратам.
Прямые эксплутационные затраты Спр на выполнение отдельных технологических операций определяются в рублях на 1 ч работы машин, на 1 га наработки или на 1 т произведенной продукции. Расчеты производят по формуле
где Ст, См — затраты, связанные с эксплуатацией соответственно трактора и лесохозяйственной машины, руб./ч; Сх — затраты, связанные с хранением трактора и лесохозяйственной машины, руб./ч. Затраты Ст, руб./ч, связанные с эксплуатацией трактора, определяются по формуле
где Сч.т — часовая ставка тракториста-машиниста на данном виде работ, руб.; Стоп — стоимость топлива и смазочных материалов, расходуемых за 1 ч работы, руб.; Са т — амортизационные отчисления на полное восстановление трактора, руб.; Ср т — отчисления на капитальный и текущий ремонты трактора, проведение технического обслуживания на 1 ч работы, руб.
Стоимость топлива и смазочных материалов Стоп, руб./ч, определяется по формуле
где WH — производительность агрегата по норме за 1 ч сменного времени, га/ч; GH — расход топлива по норме, кг/га; Цк — комплексная цена топлива и смазочных материалов, руб./кг.
Амортизационные отчисления трактора Саот, руб., определяют по формуле
где Сбт — балансовая стоимость тракторов, руб.; Рам — норма ежегодных амортизационных отчислений, руб.; Тфт — фактическая годовая загрузка трактора по данным лесохозяйственного предприятия, ч.
Отчисления на капитальный, текущий ремонты и техническое обслуживание Срт, руб., определяются по формуле
где Рк р, Ргр, Рто — нормы ежегодных отчислений соответственно на капитальный, текущий ремонты и на проведение технического обслуживания, %; Тнт — нормативная годовая загрузка трактора, ч.
Величина прямых затрат См, руб., связанная с эксплуатацией лесохозяйственной машины, определяется по формуле
где Счм — часовая оплата рабочих, занятых на лесохозяйственных машинах, руб.; Са м — часовые амортизационные отчисления на полное восстановление машин, руб.; Ср м — часовые отчисления на текущий ремонт и техническое обслуживание машины, руб.
Для определения часовой оплаты труда рабочих Сч м, руб., занятых на машине, используют формулу
где Сч р — часовая ставка труда рабочих, обслуживающих машину по соответствующей тарифной группе, руб.; раб — число рабочих, оплата труда которых производится по соответствующей тарифной группе; п — число тарифных групп.
Часовые амортизационные отчисления Сам, руб., определяются по формуле
где Сб м — балансовая стоимость машин, руб.; Рш — норма ежегодных амортизационных отчислений, %; Тф м — фактическая годовая загрузка машин, ч.
Часовые отчисления на текущий ремонт и техническое обслуживание машин определяются по формуле
где Рт р, Рто — ежегодные отчисления соответственно на текущий ремонт и техническое обслуживание машин, %; Тнм — нормативная годовая загрузка лесохозяйственных машин, ч.
Для уменьшения эксплутационных затрат необходимо: повышать сменную, сезонную и годовую наработку МТА путем использования прогрессивных методов организации работ, рационального комплектования агрегатов; бережно расходовать топливо и смазочные материалы; сокращать расходы на ремонт и техническое обслуживание; повышать уровень механизации работ.
16.2. Виды топлива и смазочных материалов
Для карбюраторных автомобильных двигателей в лесном хозяйстве применяют бензины следующих марок: А-72, А-76, АИ-93, АИ-95. В маркировке бензинов буква «А» означает, что бензин автомобильный: буква «И» свидетельствует, что октановое число определяется по исследовательскому методу; цифры обозначают минимально допустимое октановое число.
Бензин А-72 используют в автомобилях с нефорсированными двигателями (ГАЗ-52-03, ЗИЛ-157, ПАЗ-652Б и др.), в бензомоторных инструментах, пусковых двигателях.
Бензин А-76 используют в двигателях автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131, «УРАЛ-377Н» и др.
Бензин АИ-93 и АИ-95 используют в двигателях легковых автомобилей «Москвич-2141», ГАЗ-24, ВАЗ и др.
Топливом для дизельных двигателей является дизельное топливо, которое выпускается двух основных видов: для быстроходных дизелей с частотой вращения коленчатого вала более 1000 мин"1 и для тихоходных двигателей с частотой вращения коленчатого вала 200... 1000 мин-1.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.