Мостяева Л.В.
Технология
организации деятельности учащихся в группах на уроках
истории, обществознания и права
Рязанский областной институт развития образования
Мостяева Л.В.
Технология
организации деятельности учащихся в группах на уроках истории, обществознания и права
Рязань 2006
ББК 74.266.7
Мостяева Л.В. Технология организации деятельности учащихся в группах на уроках истории, обществознания и права: Методические рекомендации / Ряз. обл. ин-т развития образования. - Рязань, 2006. – 75 с.
В рекомендациях представлен теоретический и практический материал, необходимый педагогу, осваивающему технологию организации групповой работы на уроках истории, обществознания и права. В книге содержится подборка разработок занятий, апробированных автором на курсах повышения квалификации и семинарах в различных регионах России, конкретных методических приемов, позволяющих успешно реализовать данную технологию. Адресовано учителям истории, обществознания и права и студентам педагогических вузов.
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Рязанского областного института развития образования.
Издано при поддержке благотворительного фонда «СИВИТАС»
Рецензенты:
специалист управления по делам образования, науки и молодежной политики Рязанской области Бадалов Я.Т.
профессор кафедры теории и методики социально-гуманитарного образования РИРО, доктор ист. наук Горбунов Б.В.
ББК 74.266.7
Рязанский областной институт
развития образования, 2006
Уважаемые коллеги!
Так случилось, что в современной школе стало модным проводить занятия с использованием групповых форм работы. Организация работы в группах ассоциируется с инновациями, передовыми технологиями. Хорошей иллюстрацией к этому утверждению служат открытые уроки, проводимые в рамках различных педагогических конкурсов и методических фестивалей. Практически на каждом из них вы увидите: либо фрагмент, либо весь урок основывается на организации работы учащихся в группах. Однако уроки эти бывают, как правило, не равноценны с точки зрения их эффективности и успешности. Возникают закономерные вопросы:
- Всегда ли уместна работа в группах? Для чего стоит использовать приемы групповой работы?
- Какие обстоятельства следует учитывать педагогу при принятии решения проводить урок с использованием групповой работы учащихся?
- Как должна быть организована работа в группах, чтобы она была результативна и эффективна для участников данной группы?
- Надо ли оценивать результаты деятельности группы? И, если да, то, каким образом?
- Как организовать и провести реальные практические занятия, основанные на технологии организации деятельности в малых группах?
Немало вопросов. И каждый из них требует обдумывания и принятия решения. В зависимости от того, что мы решим в каждой конкретной ситуации, урок либо окажется провальным, либо станет успешным и запомнится нашим ученикам на долгие годы. Именно это, последнее, будет наивысшей оценкой, выставленной за труд учителя.
Давайте вместе поразмышляем над тем, как к этому приблизиться.
Размышления наши будут основаны на некотором опыте работы с учителями истории, обществознания и права в рамках курсов повышения квалификации, консультаций при подготовке к профессиональным конкурсам, а также методических семинаров, проводимых в рамках программы фонда «СИВИТАС» «Мобильные семинары» в различных регионах нашей страны.[1]
Хочется предупредить, что нам вряд ли удастся раз и навсегда выписать «рецепт» проведения хорошего урока с использованием групповых форм работы. Мы перед собой не ставим такую задачу. Важно рассмотреть общие технологические подходы и правила организации групповой работы учащихся, проиллюстрировать их примерами, которые затем можно будет опробовать на своих уроках и положить в методическую копилку. Надеемся, что такая практическая направленность данной брошюры будет полезна как учителю-новичку, так и опытному педагогу.
Автор будет признателен за все замечания и предложения, которые возникнут у коллег в ходе прочтения данных методических рекомендаций. Свои размышления вы можете направить по адресу: 390023 г. Рязань, Урицкого, 2а, НИЛ гражданско-правового образования, Мостяевой Л.В. или воспользуйтесь адресом электронной почты: ludav@riro.ryazan.ru
Введение
Для начала предлагаем рассмотреть аргументы сторонников и противников использования групповых форм работы на уроках истории, обществознания и права.
Начнем с аргументов противников.
Говоря о возможных рисках (трудностях, «минусах» и т.д.) нужно иметь в виду, прежде всего, сложности подготовки и управления таким уроком для учителя.
А) Действительно, на уроке, когда мы даем возможность учащимся работать в группах, непросто проследить за тем, чтобы каждый ученик выполнял порученное задание, был активен в работе, а не отсиживался, скрываясь за спинами своих более ответственных и подготовленных одноклассников.[2]
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.