Предремонтная дефектация. Анализ условий работы гребного вала и возможные виды разрушений, страница 6

Внутренние дефекты в стеклопластике и дефекты между покрытием и поверхностью вала определяют по изменению упру­гой реакции с помощью импедансного акустического дефектоскопа ИАД-3 (ТУ 25-08-467—69). Режим работы нерезонансный в диа­пазоне 0,8—2,5 кГц. Допускается также использование импеданс­ного акустического дефектоскопа ИАД-2.

Контроль наличия дефектов проводят в каждой ячейке сетки базовых линий в отдельности. Датчик прибора перемещают зигзагообразно с шагом 15—20 мм со скоростью около 3 см/с при постоянном нажиме, следя за тем, чтобы ось датчика не отклоня­лась от нормали к поверхности более чем на 10°. При использова­нии смазки скорость перемещения датчика можно увеличить до 5 см/с. При шероховатой поверхности следует не передвигать, а переставлять датчик с шагом 15—20 мм перпендикулярно к по­верхности с постоянным нажимом.

Настройку приборов выполнять с помощью эталонных моделей, представляющих собой оклеенную той же маркой стек­лопластика металлическую трубу или плиту, с заложенными меж­ду металлом и стеклопластиком, а также посередине толщины стеклопластика искусственными расслоениями из сдвоенной пленки полиэтилена или фторопласта. Допускается также имитировать расслоения, расщепляя стеклопластик с торца.

При оценке качества покрытий следует учитывать де­фекты, определенные визуальным и импедансным методом.

Допускаемая площадь одного отдельно взятого дефекта (воз­душного или постороннего включения) 10 см2, а допускаемая суммарная площадь дефектов—6% от площади контролируемого уча­стка. Сплошной контроль качества покрытия необходимо осущест­влять на участках, отстоящих от торцов бронзовых облицовок или фланцевых соединений (типа «бутылка») на расстоянии 0,4 м, но не более диаметра вала. Остальная часть защитного покрытия вала контролируется выборочно на площади, размером не менее 20% от всей покрываемой поверхности.

Толщину покрытия определяют с помощью электромаг­нитных приборов, для этой цели используют толщиномер неэлек­тропроводящих материалов ТПМ-ПЗ. Допускается также использо­вание толщиномеров ТПМ-П1 и ЭМТ-2А.

Электромагнитные приборы определяют толщину покры­тия из стеклопластика как расстояние между индуктивным датчи­ком, устанавливаемым на поверхности покрытия, и поверхностью металлического вала.

Электромагнитные толщиномеры настраивают с помощью входящих в их комплект эталонов толщины, устанавливаемых на лист или плиту из той же марки материала, из которой изготовлен вал.

Измерение толщины выполняют в узлах сетки базовых линий.

Освидетельствование состояния защитного покрытия из стеклопластика во время эксплуатации производят при очередных докованиях судов.

К началу осмотра защитного покрытия должен быть предъявлен формуляр гребного вала, в котором должны быть за­фиксированы:

- место и время нанесения покрытия;

- техническая документация, по которой нанесено покрытие;

- условия работы гребного вала;

- состояние защитного покрытия во время эксплуатации.

После освидетельствования состояния защитного покры­тия из стеклопластика гребных и дейдвудных валов во время экс­плуатации должен быть составлен акт его технического состояния на момент осмотра. С учетом данного акта органы надзора при­нимают решение о допуске данного покрытия к эксплуатации или его замене.

Полная замена стеклопластикового покрытия должна производиться после эксплуатации, в случае, если размеры дефек­тов превышают 10 см2 или общая суммарная площадь дефектов составляет более 6% от площади контролируемого участка при сплошном контроле покрытия.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5