Разбивая лед слов (на культурологических основаниях базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Обновление гуманитарного образования России

РАЗБИВАЯ ЛЕД СЛОВ

(на культурологических основаниях базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации).

В. Болотов,

А. Малышевский.

Характерно, что как складывающееся многообразие региональной системы образования внутри Российской Федерации, так и создание во всей полноте видовых отличий общеобразовательных учебных заведений внутри единых социокультурных территорий в целом затронули антропологические основания образовательного пути человека в наиболее важные периоды его становления.

Во-первых,

Вместе с отказом от принципа универсальности знания, воплощающегося в системе начальной и основной школы, осознанно подвергается деформации необходимый инвариантный уровень образования человека (основа развития человека как такового), на котором __ждется преемственность всего дальнейшего образования.

во-вторых,

Ранняя дифференциацияобразования по естественно-математической и гуманитарной направленностям в рамках ориентации человека на будущую профессию усиливает раскол на гуманитарную и техническую, что в свою очередь приводит к проблемам вхождения учащихся в активную социально-практическую жизнь.

в-третьих,

Механическое воссоздание в предметных областях традиции национальных школ и образования влечет за собой нарушение "механизмов вхождения" человека в диалоговое поле культуры, закрывает для него возможность стать культурным человеком данной культуры (по М.М. Бахтину, культура лежит на границах, т.е. внутрисамой себя она не осознается; лишь при взаимодействии, встрече, диалоге разных культур становятся видимыми и понятными основании и особенности собственной культуры. Встреча, диалог, понимание чужой, и следовательно, своей культуры - это активное отношение, не только манифестация и артикуляция своей культурной позиции и ценностей, но не менее - высвобождение места, территории; условий для иной культурной позиции и ценностей).

Стр. 3

в-четвертых,

Дробление предметных областей знания, обеспечивающее возможность набора учащимися и школой образовательных дисциплин, приводит к усилению дисциплинарных механизмов образования, распространению дисциплинарной организации и на содержание, и на форму образования, и на саму структуру научного знания, транслируемого в системе образования, что не способствует становлению самосознания личности, ее самоформированию в актах самопознания культуры (личность, понятая как самосознание, формирует себя как субъект культуры).

Проявившиеся противоречия актуализируют проблему общих подходов к образованию, т.е. его философии, состоящей в осуществлении рефлексии над теми особыми точками культуры, которые допускают свою интерпретацию в категориях образования человека. Не в отыскании «наилучшей трафаретки» (выражение В.В. Розанова), а в осмыслении образования в контексте жизни человека, приобщающегося к культуре, обретающего возможность для реализации своих сущностных сил, видится путь улучшения школьного дела.

Образование находясь в тесной связи с социальной системой, выступает в рамках общего процесса социализации как целенаправленная передача прошлыми поколениями знаний и культурных ценностей; оно служит адаптации человека к существующей общественной системе, помогает ему «найти себя» в современном обществе, "выжить" в нем, что в свою очередь, является условием образование наряду с направленными действиями, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, включает в себя ненамеренно спонтанные воздействия, благодаря которым человек приобщается к культуре и становится полноправным и полноценным членом общества. В этой связи "человек социализированный" (если можно так выразиться) выступает в определенной мере как генератор смыслов, но одновременно, что нетрудно заметить, и как их преобразователь и в то же время он, открытый миру, оказывается способным совершать действия, порождённые новыми смыслами. Раскрывая смысл мира, человек расширяет и гармонизирует смысловую ткань своей собственной личности. Стремление к утверждению смыслов своих или чужих, считавшихся своими, - определяется двумя инвариантами: устремленностью к логике и устремленностью к художественным средствам, направленным на то, чтобы непосредственно - через образ - показать красоту смыслов. Но человек живет в мире, скрепленном действием, и следовательно, должен действовать и сам, сохраняя при этом достоинство.

В этом смысле «человек творческий» - своего рода "вспоминание" наивности и открытости миру с их способностью задавать "простые" вопросы, за которыми стоит необходимость пересмотра того, что бездумно принималось как данное.

Стр. 4

«Человек социализированный» в определенной культуре в значительной степени мешает «человеку творческому», спонтанно стремящемуся включиться на __бы нейтрализовать. Последняя задача образования, призванного, исходя из идей смысловой архитектоники личности (Налимов), ставить человека, как ставят голос, ставить на крыло. Инициировать.

Таким образом, социализация индивида закономерно включает в себя не только фазу адаптации, но и __ериоризации как процесса прояснения слов, включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Характер этого перехода «внешнего во внутреннее» обусловлен структурой каждой конкретной личности, сформированной как предшествующим опытом, так и взаимодополняющими иррационально-рациональными началами. Главное, что личность не растворяется в социальной среде, а относится к ней как самостоятельная социальная единица.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
503 Kb
Скачали:
0