Некоторые аспекты научно-технического обеспечения строительства горизонтальных скважин, страница 10

h    VP где VP - рейсовая скорость , м/ч ;

h

VP =

tm+to,

Если построить графическую зависимость

в

то точка пересечения ее с осью ординат дает значение    —,     т.е.

h

стоимость метра проходки обусловленную ценой породоразру-шающего инструмента.

m

ft V,

Легко показать, что Vp - К

V где К - безразмерный коэффициент.

"V tin ; ten

In, /ten

К -


Анализ показывает , что коэффициент К имеет максимум при

tm / ten = 1 . К = °>5 И С РОСТОМ  tm / ten > 1        МОНОТОННО   убывает

(рис. 2).

Отсюда видно, что при ten = const рост рейсовой скорости определяется динамикой роста произведения ( h-VM). Для выявле­ния связи Vp=f ( h VM) на рис. 3 представлены данные об изменении Vp и hVM во времени при бурении скважины № 8813 куста № 262. Уренгойского месторождения, при повторном использовании долота EHPSIH фирмы "РидТул" ( США), диаметром 215,9 мм. Результаты представлены в безразмерном виде, где

v - -V"р " V     '

V р max

где    Vp max - максимальное значение рейсовой скорости;

(h-VM) max - максимальное значение произведения проходки на среднюю механическую скорость.

Как видно из графика, максимум рейсовой скорости наступил позже максимума коэффициента "К", но раньше ( h-VM) max. тем неменее характер изменения Vp и (hVM) идентичен, что позволяет использовать произведение (hVM) для анализа эффективности от­работки долот.

На графике (рис.4) представлены результаты отработки до­лот по скважинам штата Южная Алабама (США) отобранные на основе компьютерного анализа по критерию минимума стоимости метра проходки различных интервалов при планировании бурения скважины Keiiy 1 [9]. Кроме того здесь же нанесены данные испыта­ния импортных и отечественных долот.

Так долото фирмы "РидТул" ЕНР51Н (№ ек4322) испытывали при бурении наклонно-направленной скважины № 20632 Уренгой­ского месторождения в интервале 2330 - 3064,5 м. Разбуриваемые породы представлены переслаивающимися пластами аргиллитов, алевролитов и песчаников. Привод долота осуществлялся винто­вым забойным двигателем Д1 - 195. Нагрузка на долото - 9 - 16т., расход бурового раствора - 28-32 л/с , давление насосов (УНБ-600) - 9,0 - 11,0 Мпа . Параметры бурового раствора соответствова­ли ГТН, система очистки - двухступенчатая, состоящая из виброси­та и гидроциклона.


 


0,6


- • 0,5


0,4


0,1


К


О           20         40         60         80         100



о


о


2


4          5

* м'*сп


о


KnputM/tcn=0...5; —КnputM/tcn=1...1OO


Рис. 2 . Зависимость коэффициента К от


ten


23


 





п


J         j


0     0,5      1      1,5     2     2,5     3     3,5     4     4,5 -k~ -( Vp)om -Ш- - SQRT( (hVM)om) \         tjt

Рис 3 Изменение рейсовой скорости (\£) и произведения ( hVM) во времени .

24



о




0


0,05      0,1      0,15      0,2      0,25      0,3



-2;     х  -3;


-4;


П/нейный(-1;)


Рис 4 Зависимость стоимости метра проходки от произведения (hVM) 1 -данньеработы[ ]; 2- дргюгоф^рмьГ1 Смлт 11-ггер. 14нк" 3-долото МСГНУР-45; 4- долото ЕНР51Н фирмы "Рид Тул".

25


Причиной подъема долота с забоя было достижение проект­ной глубины скважины. Проходка на долото составила 734,5 м при средней механической скорости 9,24 м/ч. Стоимость метра проход­ки составила 12,57 долл./м.

Для выявления полного потенциала этого долота были про­должены его испытания в индентичных геолого-технических усло­виях при бурении скважины № 8813 куста № 262 Уренгойского мес­торождения. При этом проходка составила 267 м при механической скорости 6,51 м/ч. Стоимость метра проходки при этом долблении составила 16,30 долл/м. Как видно ( рис.2) при повторной отработ­ке этого долота его подъем осуществлен значительно позднее до­стижения минимума рейсовой скорости, при которой стоимость метра проходки составила 15,89 долл/м.