Синтез зубчатого и кулачкового механизмов. Силовой расчёт рычажного механизма

Страницы работы

Содержание работы

1.  СИНТЕЗ ЗУБЧАТОГО МЕХАНИЗМА

1.1.  Числа зубьев планетарной передачи

Согласно заданию, кривошип сидит на валу колеса 5. Передаточное отношение от электродвигателя к кривошипу - это передаточное отношение и15 от колеса 1 планетарной передачи к коле­су 5. Как всякое общее передаточное отношение, и151H и45,, т.е.  равно произведению промежуточных передаточных отношений.

U45=z5/z4=24/12=2.

UP=wвх/ wвых=320/28=11,43.

Uпл=UP/ U45=11,43/2=5,715.

Uпл=U 31H=1-U(H)13=1- ((-z2/z1).(z3/z2`)).

z1=20, z2`=16...36

Состовляем квадратное уравнение

z2`   z1 (Uпл – 1)=z2 (z1 + z2 + z2`)

Данному квадратному уравнению удовлетворяет количество зубьев колёс z2` =25, z2=31.

Отсюда:                                             z3=z1+ z2+z2`=20+25+31=76

Z1=20, Z2=31, Z3=76.

1.2. Картина линейных и угловых скоростей

  Картину линейных скоростей совместим со схемой механизма (чертежи, лист 1). Схему построим по делительным окружностям. т. к. они пропорциональны начальным и. следовательно, картину скоростей не искажают. К тому же в нашем случае начальные и делительные окружности совпадают, т. к. колёса нулевые.

По формуле r =m1z /2 вычислим радиусы делительных окруж­ностей всех колёс. По заданию модуль m=4. При этом r1=40, r2’=50, r2=62, r3=152. Схему изобразим в масштабе М1:2, что соответствует масштабному коэффициенту ml= 2 .10-3 м/мм.     

Отложим произвольный отрезок АА’, изображающий скорость точки А колёс 1 и 2. Точку  A’ соединим с С - мгновенным центром вращения колеса 2 . Прямая СА является линией распределения скоростей этого колеса. С помощью СА определим скорость в точке В сателлита и водила - отрезок ВВ’. Соединяя В и A’ с О. Получим линии распределения скоростей для водила и колеса.

Построение картины угловых скоростей. Из точки произвольного отрезка DE проведём лучи, параллельные линиям распределения скоростей. Лучи отсекают на горизонтальной прямой  отрезки Е-1, Е-2, Е-Н, пропорциональные угловым скоростям w1, w2, wH, соответственно. По картине угловых скоростей передаточ­ное отношение

u1H=<E-1>/<E-H>=135/30=4,5

Это хорошо совпадает с заданным и1H.

1.3.Геометрический расчёт зацепления колёс 4-5

Исходные данные

Число зубьев колеса 4.........................z4=12

Число зубьев колеса 5........................... z5=24

Модуль, мм............................................ т=4

Межцентровое расстояние, м.м............ aW =74

Параметры производящей рейки

Угол профиля, град. ............................. a=20

Коэффициент высоты головки.............h*a=1

Коэффициент радиального зазора....... с*= 0,25

Из формулы межцентрового расстояния следует, что косинус угла зацепления

cos aw=m(z4+z5)cos a /2aw=4(12+24)0,94/2 .74=0,914

Отсюда угол зацепления аw=23,9°

Из формулы инволюты угла зацепления находим сумму коэффициентов смещения:

x=(z4+z5)(invaw-inva)/2 tga=(12+24)(0,02618-0,01490)/2 . 0,364=0,558.

По блокирующему контуру, соответствующему заданным числам зубьев, принимаем:

x4=0,5; х5=0,058.

 радиусы делительных окружностей

r4=mz4/2=4.12/2=24,

r5z5/2=4.24/2=48.

Радиусы основных окружностей

rb4=r4 соsa=24 . 0,94=22,56,

rb5=r5 cosa=48 . 0,94=45,12.

Радиусы окружностей впадин

rf4 = r- (ha* + c* - x4) m = 24 - (1+ 0,25 - 0,5) 4 = 21,

rf5 = r- ( ha* + c* - x5) m = 48 - (1+ 0,25 - 0,058) 4 = 43,3.

Радиусы окружностей вершин

ra4 = aw - rf5 - c*m = 74 – 43,3 - 0,25 . 4 = 29,7,

ra5 = aw - rf4 – c*m = 74 – 21 –  0,25.4 = 52.

Шаг по делительной окружности

Р=p т=3,14 . 4=12,56.

Толщины зубьев по делительным окружностям

S4=(0,5p+2x4 . tga)m=(0,5 . 3,14+2 . 0,5 . 0,364)4=7,72,

S5=(0,5p+2x5 . tga)m=(0,5 . 3,14+2 . 0,058 . 0,364)4=6,44.

Углы профиля на окружности вершин

aa4=arccos rb4/ra4=arccos 22,56/29,7=40,57°,

aa5=arccos rb5/ra5=arccos 45,12/52=29,8°

Коэффициент перекрытия

e =(z4(tgaa4 - tgaw)+z5(tgaa5 - tgaw))/2p=

=(12(0,86-0,44)+24(0,57-0,44))/2 . 3,14=1,3.

Высота зуба колёс 4,5 h4=h5=ra5-rf5=52-43,3=8,7 мм.На чертеже зуб должен иметь высоту не менее 40 мм.Требуемое увеличение составляет 40/8,7=4,6.На этом основании принимаем масштаб ml=0,46 . 10 –3 м/мм. Зацепление вычерчиваем  в следующем порядке.Отмечаем центры колёс.Проводим основные окружности.По касательной к этим окружностям проводим линию зацепления.

      Отмечаем полюс зацепления. Проводим окружности вершин. Строим две эвольвенты, соприкасающиеся, например, в полюсе.

Проводим делительные окружности. Откладываем толщины зубьев по этим окружностям. Находим оси симметрии зубьев и строим противоположные стороны этих зубьев. Проводим окружности впадин. В основаниях зубьев делаем скругления ра­диусом 0,4 модуля. Это примерно равно радиусу скругления про­изводящей рейки.

Через полюс проводим начальные окружности. Отмечаем гра­ницы теоретической и активной линии зацепления. Находим гра­ницы активных профилей зубьев. Определяем коэффициент перекрытия по чертежу:

e =<EF>/pa=71/55=1,29.

С точностью до десятых он совпадает с расчётным - 1,3. Это свидетельствует о правильности синтеза зацепления.

2. СИНТЕЗ КУЛАЧКОВОГО МЕХАНИЗМА

2.1 Кинематические диаграммы толкателя

Примем отрезок <А1> изображающий экстремумы аналога ускорения на фазе подъёма, равным 40 мм. Тогда , одноимённый отрезок для фазы опускания 90 мм.

Примем <j>=240 мм ( чертежи , лист 2), тогда масштабный ко­эффициент

mj=j/<j>=340°/240=1,42  град/мм или 0,025 рад/мм. По вычисленным значениям построим график аналога уско­рения S²(j).

Похожие материалы

Информация о работе