Такое не подконтрольное распределение повинностей приводило к массовому мздоимству со стороны губернских и уездных чиновников.
Взяв на себя обязанность в отношении подводной повинности, все уездные земские собрания отвергли предлагаемый проект выдачи вместо подвод – прогонных денег чинам полиции и уездной администрации. Было принято, самим содержать земские станции с четко определенным для каждого такого пункта количеством лошадей, которые предоставлялись бы всем лицам, имеющим право проезда за счет земства.
Строгий контроль управами за сдачей станций с торгов, и их отчет перед земскими собраниями о потраченных суммах, позволили сэкономить значительную часть денежных средств. В нижегородском уезде в1867 году было устроено 14 станций (по 135 лошадей), стоивших земству около 17 тысяч рублей, или 125 рублей за лошадь, против 300 рублей за лошадь выделяемых полицией в 1865 году.[14]
Нетрудно предположить, куда уходила ранее разница в 175 рублей и которую удалось сэкономить земству в ходе изменений подводной повинности.
Не являясь панацеей от всех бед и более того земства не преследовали определенную цель – борьбу с взяточничеством, из опыта работы земских учреждений можно выделить некоторые положительные моменты относящиеся к этой проблеме.
В деле подводной повинности удалось значительно сократить расходы вследствие того, что земским управам, отдельным лицам, которые выполняли эту обязанность, приходилось отчитываться непосредственно перед всем обществом за каждый израсходованный рубль, за каждую израсходованную копейку. Специальные ревизионные комиссии, назначаемые губернскими и уездными собраниями, тщательно проверяли и перепроверяли деятельность управ в расходовании денежных средств.
И хотя в своей деятельности созданным реформой 1864 г. земским учреждениям не удалось избежать ошибок в своей деятельности, следует признать, что опыт местного самоуправления оказался ценным, в том числе и в преодолении таких негативных явлений как взяточничество, мздоимство и коррупция.
В деле борьбы с коррупцией следует отметить главное, что это дело не только государства, специальных организаций и отдельных личностей, но и всего общества в целом, только в таком тесном взаимодействии и возможно, достичь положительных результатов.
Возрождение местного самоуправления, начавшееся с принятия в 1995 году Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», должно оказать помощь процессу формирования правовой государственности, становлению подлинно демократичного гражданского общества, помочь государственной власти в преодолении негативных различных явлений нашей Российской действительности.
1 Словарь исторических терминов. «Лита» СПб., 1998. С. 128.
[2] П.А. Зайончковский. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX веке. М., 1978. С. 156.
[3] Там же. С. 111.
[4] Цит. по: П.А. Зайончковский. Указ. соч. С. 82.
[5] См. Смирнов Д.Н. Нижегородская старина. Нижний Новгород, 1995. С. 448, 449.
[6] Там же. С. 449.
[7] Цит. по: Смирнов Д. Н. Указ. соч. с. 373.
[8] Цит. по: П.А. Зайончковский. Указ. соч. С. 72.
[9] Д.Н. Смирнов Указ соч. С. 373.
[10] Труды комиссии о губернских и уездных учреждениях. Т.1. СПб., 1860. С. 1-78.
[11] Подробнее см. Сапожников С.М. Земская реформа 1864 года в Нижегородской губернии (историко-правовой аспект) Дис. канд. юрид. наук. СПб., 1999. С.С. 91-123.
[12] В.А. Федоров История России. 1861 –1917. М., 2000. С. 56,57.
[13] См. В.Е. Чешихин (Ч. Ветринский). Пятьдесят лет жизни Нижегородских земств. Нижний Новгород, 1914. С. 37- 39.
[14] В.Е. Чешихин Указ соч. С. 43.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.