Проблемы, связанные с транспортированием крупнокускового груза на линейной части конвейера, страница 9

К третьему классу относятся опорные элементы типа «батут». Это роликоопоры со снятыми средними роликами либо специальная опорная лента — батут. Такие устройства обеспечивают преобразование энергии поперечного прогиба ленты при падении куска в энергию волны продольного ее растяже­ния, которая расходуется на преодоление распределенного по длине става сопротивления [24]. Общим недостатком устройств типа «батут» является большое выполаживание ленты, в ре­зультате просыпается груз. Кроме того, опорные ленты, имея большую энергию отдачи, способствуют выбрасыванию кусков

груза за борт. Самым большим недостатком этих устройств является опасность появления больших поперечных деформа­ций ленты, что ведет к разрушению нижних ее прокладок [11]. К этому же классу следует отнести и пружинные ролико-опоры, а также опоры в пункте погрузки, предложенные БПИ (рис. 7). Роликоопора представляет собой вертикальную раму 3 с шарнирами в средней части 1. На верхнем конце рамы уста­новлен ролик 2, поддерживающий верхнюю ветвь, на нижнем конце — ролик 4, поддерживающий нижнюю ветвь ленты.

Рис. 7. Схема конструкции роликоопор в пункте погрузки, предложенная БПИ.

При ударе куска груза по верхнему ролику 5 рама поворачи­вается, опускаясь вниз, чему препятствует нижняя ветвь лен­ты, поднимаемая роликом 4. Недостатком устройства является большая инерционность, определяемая массами роликов, рам­ки и участков ленты.

К четвертому классу относятся опоры, состоящие из тол­стого упругого слоя, пневмобаллонов и т. п. Эффект их дей­ствия заключается в перераспределении энергии удара кус­ков в объемную деформацию слоя на большой площадке поверхности опоры, так что в направлении удара лентой воспри­нимается только часть общей энергии.

Устройства очень просты по конструкции и в изготовлении, обладают высоким эффектом действия и надежностью. Однако их применение при скоростях движения ленты более 1,5 м/с ограничено (из-за износа поверхностей контакта ленты с опор­ной частью).

Таким образом, на основании изложенного можно сделать следующие выводы: наиболее технически просты, имеют до­статочно высокий эффект амортизации ударов кусков о ленту устройства типа сплошного упругого основания. Однако при­сущие им недостатки ограничивают область применения установок сравнительно малой производительности (только в пунктах погрузки либо на конвейерах длиной до 100 м) Более сложны для изготовления и монтажа, но зато более универ­сальны шарнирные и податливые роликоопоры. Возможность и эффективность их применения доказаны длительным опытом эксплуатации. Остальные устройства уступают им как по про­стоте, эффективности действия, так и по универсальности при­менения. Актуальной задачей при создании конвейеров для крупнокусковых грузов являются разработка теории и расче­та, выбор рациональных параметров, принципов конструиро­вания, области эффективного применения шарнирных и по­датливых роликоопор.

При разработке методов расчета конвейеров для крупнокуско­вых грузов прежде всего следует учитывать характер грузо­потока, от которого зависит определение производительности, тяговых усилий, устойчивости хода, срока службы ленты и роликов, а также выбор опорных элементов, обоснование схемы и оборудования для подготовки горной массы и т. д. Однако этот вопрос изучен недостаточно. Так, можно назвать работу В. А. Дьякова [14], посвященную исследованию статистиче­ских характеристик крупнокускового груза, а также В. Ф. Мо­настырского [23], в которой установлена зависимость интервала прохождения крупных кусков от гранулометрического состава груза. Полученные данные использованы при установ­лении суммарного воздействия кусков на ленту и ролики. Характеристики грузопотока при определении тягового уси­лия ленты изучены в работе Г. К. Демина |36]. Статистические закономерности взаимодействия грузопотока с роликоопора-ми — в работе Л. Г. Шахмейстера и В. Г. Дмитриева [52].