К третьему классу относятся опорные элементы типа «батут». Это роликоопоры со снятыми средними роликами либо специальная опорная лента — батут. Такие устройства обеспечивают преобразование энергии поперечного прогиба ленты при падении куска в энергию волны продольного ее растяжения, которая расходуется на преодоление распределенного по длине става сопротивления [24]. Общим недостатком устройств типа «батут» является большое выполаживание ленты, в результате просыпается груз. Кроме того, опорные ленты, имея большую энергию отдачи, способствуют выбрасыванию кусков
груза за борт. Самым большим недостатком этих устройств является опасность появления больших поперечных деформаций ленты, что ведет к разрушению нижних ее прокладок [11]. К этому же классу следует отнести и пружинные ролико-опоры, а также опоры в пункте погрузки, предложенные БПИ (рис. 7). Роликоопора представляет собой вертикальную раму 3 с шарнирами в средней части 1. На верхнем конце рамы установлен ролик 2, поддерживающий верхнюю ветвь, на нижнем конце — ролик 4, поддерживающий нижнюю ветвь ленты.
Рис. 7. Схема конструкции роликоопор в пункте погрузки, предложенная БПИ.
При ударе куска груза по верхнему ролику 5 рама поворачивается, опускаясь вниз, чему препятствует нижняя ветвь ленты, поднимаемая роликом 4. Недостатком устройства является большая инерционность, определяемая массами роликов, рамки и участков ленты.
К четвертому классу относятся опоры, состоящие из толстого упругого слоя, пневмобаллонов и т. п. Эффект их действия заключается в перераспределении энергии удара кусков в объемную деформацию слоя на большой площадке поверхности опоры, так что в направлении удара лентой воспринимается только часть общей энергии.
Устройства очень просты по конструкции и в изготовлении, обладают высоким эффектом действия и надежностью. Однако их применение при скоростях движения ленты более 1,5 м/с ограничено (из-за износа поверхностей контакта ленты с опорной частью).
Таким образом, на основании изложенного можно сделать следующие выводы: наиболее технически просты, имеют достаточно высокий эффект амортизации ударов кусков о ленту устройства типа сплошного упругого основания. Однако присущие им недостатки ограничивают область применения установок сравнительно малой производительности (только в пунктах погрузки либо на конвейерах длиной до 100 м) Более сложны для изготовления и монтажа, но зато более универсальны шарнирные и податливые роликоопоры. Возможность и эффективность их применения доказаны длительным опытом эксплуатации. Остальные устройства уступают им как по простоте, эффективности действия, так и по универсальности применения. Актуальной задачей при создании конвейеров для крупнокусковых грузов являются разработка теории и расчета, выбор рациональных параметров, принципов конструирования, области эффективного применения шарнирных и податливых роликоопор.
При разработке методов расчета конвейеров для крупнокусковых грузов прежде всего следует учитывать характер грузопотока, от которого зависит определение производительности, тяговых усилий, устойчивости хода, срока службы ленты и роликов, а также выбор опорных элементов, обоснование схемы и оборудования для подготовки горной массы и т. д. Однако этот вопрос изучен недостаточно. Так, можно назвать работу В. А. Дьякова [14], посвященную исследованию статистических характеристик крупнокускового груза, а также В. Ф. Монастырского [23], в которой установлена зависимость интервала прохождения крупных кусков от гранулометрического состава груза. Полученные данные использованы при установлении суммарного воздействия кусков на ленту и ролики. Характеристики грузопотока при определении тягового усилия ленты изучены в работе Г. К. Демина |36]. Статистические закономерности взаимодействия грузопотока с роликоопора-ми — в работе Л. Г. Шахмейстера и В. Г. Дмитриева [52].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.