Проблемы, связанные с транспортированием крупнокускового груза на линейной части конвейера, страница 6

Ленточно-канатные конвейеры предназначены для транс­портировки на большие расстояния. Современные параметры и конструкция несущей ленты с рессорами позволяют перемещать грузы крупностью до 0,4 м [11]. В работе [45] указывается, что область эффективного применения ленточно-канатных конвейеров ограничивается малыми производительностями и большими расстояниями транспортирования мелкокуско­вых грузов.

Ленточно-колесные конвейеры предназначены для транс­портирования груза с кусками, соизмеримыми с шириной лен­ты [45], т. е. для таких конвейеров достаточен первый класс подготовки горной массы (в этом их преимущество перед остальными конструкциями конвейеров). Недостатком являет­ся большая масса подвижных и неподвижных частей. По сравнению с ленточными конвейерами погонная масса ленточно-колесного в 2—3 раза больше. Длина става ограничена длиной цепного контура подвижной опорной части. Возможно применение нескольких цепных контуров, однако практическое решение вопроса их взаимодействия с конвейерной лентой со­пряжено с большими трудностями. Цепными контурами огра­ничивается и скорость транспортирования (до 2 м/с). Кроме того, на таких установках не устранено разрушение ленты и опорных элементов в пункте погрузки.

Создание специальных типов опорных элементов вызвано необходимостью снижения динамики их взаимодействия с крупными кусками как на линейной части конвейера, так и в пунктах погрузки. Известные типы опорных элементов можно разделить на четыре класса: первый — в которых не поглощается или не перераспределяется энергия взаимодействия с кусками; второй — в которых разъединяются массы составных частей; третий — в которых перераспределяется энергия взаимодей­ствия в безопасных направлениях; четвертый — в которых энергия поглощается за счет объемной деформации состав­ных частей.

При отсоединении массы некоторой части, находящейся под воздействием ударной нагрузки, от массы остальных час­тей опорного элемента наименьший период собственных ко­лебаний оставшихся частей системы должен быть на порядок больше времени действия ударной нагрузки. При этом отсоеди­ненная часть успеет полностью воспринять максимум энергии взаимодействия до начала заметной реакции на это воздействие остальной части системы. Чем меньше масса отсоединенной части, тем меньшая динамическая сила действует на ленту, на­ходящуюся между этой частью и кусками груза. Время дей­ствия ударной нагрузки, в течение которого взаимодействует только отсоединенная часть опорного элемента, в даль­нейшем будем называть первой фазой взаимодействия. Взаи­модействие отсоединенной части с куском в первой фазе можно рассматривать как взаимодействие двух свободных тел, не свя­занных с другими телами.

Под распределением энергии взаимодействия по безопас­ным направлениям подразумевается явление, когда основной поток энергии тем или иным способом направляется в сторо­ны, деформация системы по которым менее опасна (например, с точки зрения прочности, деформация растяжения ленты ме­нее опасна, чем деформация ее сжатия).

При объемной деформации частей опорного элемента ос­новная часть энергии локализуется в некотором объеме его материала в период действия ударной нагрузки, чем увеличи­вается время последующего возмущения остальных час­тей. Это ведет к существенному уменьшению ударной на­грузки.

Понятия о разъединении масс, перераспределении энергии взаимодействия позволяют установить принадлежность опор к определенному классу. К первому классу относятся стандарт­ные, жесткоустановленные роликоопоры (далее — просто жест­кие), а также опоры скольжения с твердым покрытием. Ко вто­рому классу относятся гирляндные, шарнирные и податливые

роликоопоры, у которых боковые и средние ролики установле­ны в разных плоскостях.

Гирляндные роликоопоры (рис. 2) представляют собой на­бор дисков, насаженных на гибкий вал (канат), который через подшипниковые узлы соединен с опорными стойками рамы конвейера (рис. 2, а). Достоинства такой роликоопоры: сравни­тельно малая масса части роликоопоры, участвующей в соуда­рении с куском груза; большое проходное сечение за счет уг­ловой подвижности дисков. Недостатком является малый срок