Аэродинамические характеристики
вентиляторов определяются и конструкцией
уплотнения колеса на входе. Ранее считалось, что утечки через зазор
оказывают только отрицательное влияние, и поэтому
стремились к их минимизации. Последние исследования показали, что многое
зависит от того, как направлен поток утечек по
отношению к основному. Могут быть два принципиально раз личных вида уплотнений — лабиринтное
(рис. 3.4,а) и щелевое
(рис. 3.4,6). В первом случае поток утечек направлен
перпендикулярно к основному, во втором их направления совпадают.
КПД вентилятора
со второй схемой уплотнений на номинальном режиме на 5% выше. Полученный
результат объясняется тем, что из-за значительной скорости воздуха, вытекающего
из щелевого зазора, в сравнении со скоростью основного потока у покрывного
диска возникает разрежение. Основной поток прижимается к покрывному диску.
Безотрывное обтекание снижает внутренние потери в колесе. Оптимальные
результаты достигаются при утечках через зазор (0,02—0,04) QB0M, где QH0M — номинальная подача, а также при соотношениях (рис.
3.4,в, г): la/D2^0,007 и 6а/£>2^0,002, где D2— наружный диаметр рабочего колеса.
Важный элемент современных шахтных вентиляторов главного проветривания — направляющий аппарат. Он выполняет две функции: регулирует рабочий режим и для крупных вентиляторов обеспечивает перекрытие потока при пуске. При повороте лопаток осевого направляющего аппарата на 90° сечение потока перед рабочим колесом перекрывается практически полностью. В этом случае разворот ротора при пуске происходит при близкой к нулю подаче, т. е. при минимальном моменте сопротивления.
Осевой направляющий аппарат состоит из системы лопаток, механизма их одновременного поворота на одинаковый угол, обтекателя и растяжек для крепления последнего к корпусу. Лопатки осями опираются на подшипники корпуса и обтекателя. ОНА вентиляторов ВЦ-11М, ВШЦ-16; ВЦП-16 и ВЦ-25М имеют по 12 плоских лопаток; вентиляторов ВЦ-31,5М и ВЦД-31,5М — по 10 и ВЦД-47,5У — 15 лопаток. В вентиляторе ВЦД-42.5 осевого направляющего аппарата нет. Для облегчения пуска двигателей и отсоединения от сети при переключениях этот вентилятор имеет специальное устройство, расположенное на входе в коробки. Устройство состоит из рамы, пяти прямоугольных пластин и механизма их одновременного поворота.
Основной элемент центробежного вентилятора, как и любой лопастной машины, — рабочее колесо. В нем механическая энергия вала приводного двигателя преобразуется в гидравлическую энергию воздуха. Различают колеса одно- и двустороннего всасывания. Колесо одностороннего всасывания состоит: из коренного и покрывного дисков, между которыми крепятся лопатки; уплотнения со стороны всаса; ступицы, к которой крепится коренной диск; в ряде конструкций обтекателя, обеспечивающего плавный подвод потока к межлопаточным каналам. Колеса двустороннего всасывания имеют один общий коренной диск; а в вентиляторе ВЦД-42,5 рабочее колесо состоит из двух полуколес — левого и правого, коренные диски которых закреплены не только на ступице, но и соединены болтами друг с другом. Рабочие колеса всех эксплуатируемых вентиляторов имеют разные конструктивные решения. Например, у вентиляторов ЦВ-1,45 и ЦВ-2 колеса двустороннего всасывания без покрывных дисков (колеса открытого типа) с листовыми лопатками, загнутыми вперед; рабочие колеса вентиляторов ВЦ-4 и ВЦ-5 закрытого типа одностороннего всасывания с 24 листовыми лопатками и углом выхода Рг=90о; у вентиляторов ВЦО — 28 листовых лопаток s-образной формы с радиальным выходом; вентиляторы ВЦД-2,18 и ВЦД-3,3 имеют колеса двустороннего всасывания с 28 с каждой стороны диска загнутыми назад лопатками s-образной формы; у рабочих колес вентилятора ВЦЗ-32 8 крылообразных лопаток, загнутых назад, с поворотными закрылками.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.