Износившийся конец засова днища восстанавливают путем наплавки твердыми сплавами. Поверхность наплавленного металла тщательно зачищают. Засов должен заходить в окно пятки ковша на 15–30 мм. Величину перекрытия засова можно регулировать количеством шайб, установленных на стержень засова.
При работе в вязких глинистых породах необходимо систематически очищать ковш от породы налипшей на его стенки.
Рукоять. Ежедневно нужно проверять соединение рукояти с концевой отливкой, а также целость балок рукояти (особенно в передней их части) и сварочных швов, крепящих зубчатые рейки к балкам.
Износ рукоятей обычно бывает невелик, и заменять их приходится лишь при поломках, происходящих из-за нарушений правил эксплуатации.
Надо систематически проверять надежность крепления задних концевых упоров к балкам рукояти и по мере необходимости производить подтяжку болтов. При работе нельзя допускать, чтобы концевые упоры рукояти ударяли о кремальерные шестерни или упоры в седловых подшипниках.
Стрела и напорный механизм. Наиболее нагруженным является средний участок корпуса стрелы, расположенный выше напорного механизма. Здесь могут возникнуть усталостные трещины.
Пята стрелы должна плотно прилегать к поверхности гнезда подпятника на поворотной платформе и не отходить от нее при поворотах экскаватора. Для этого всегда должны быть натянуты боковые тяги стрелы.
При появлении заметных следов износа на поверхности ручьев головные блоки стрелы подлежат отправке на переточку (изношенная поверхность ручьев вызывает повышенный износ рабочих канатов). Роликоподшипники, на которых установлены головные блоки, должны быть отрегулированы так, чтобы они легко вращались и не имели значительной боковой качки.
Зазор между поверхностями балок рукояти и чугунной пластины («ползуна») в седловом подшипнике должен быть 6–10 мм. По мере износа ползуна между ним и сухарем седлового подшипника устанавливают дополнительные прокладки из тонкого стального листа. Ползун подлежит замене в том случае, когда он износился наполовину.
3. Уход за механизмами на поворотной платформе
Подъемная и напорная лебедки. При приемке смены машинист должен проверять уровень масла в корпусе редуктора и убедиться, что все передачи надежно закрыты кожухами (масло должно быть на уровне верхней риски маслоуказателя). До начала работы машинист обязан проверить работу подъемной лебедки при вращениях двигателя в обе стороны, а также поступление масла на зацепление и густой смазки в подшипники качения редуктора и барабанных установок. В зубчатых передачах не должно быть ненормального шума или стука.
Необходимо проверить величину износа и общее состояние зубьев передач. Необходимость замены шестерни или колеса определяется по степени износа зубьев, а также по общей их прочности. После замены шестерни или зубчатого колеса нужно проверить боковой и радиальный зазоры в зацеплении. Для карьерных экскаваторов в зубчатой передаче редуктора допускается боковой зазор 0,25¸0,9 мм, а в передаче барабана – 0,4¸1,2 мм.
При пуске лебедки надлежит проверить работу тормозов.
Не реже одного раза в неделю следует проверять:
- надежность затяжки всех болтов и гаек на подъемной лебедке;
- надежность уплотнения, отсутствие течи в редукторе и подшипниках, а также утечек воздуха в пневмосистеме;
- состояние открытых зубчатых передач (на поверхности зубьев не должно быть задиров, повышенного износа и др.);
- степень изношенности подъемного каната.
Не реже одного раза в месяц необходимо проверять: степень износа накладок на тормозной ленте и колодках (износ не должен быть более 50 % толщины ленты), зубьев передач, поверхности тормозного шкива (на рабочей поверхности шкива не должно быть задиров и глубоких рисок).
При замене изношенных тормозных накладок нужно следить за тем, чтобы потайные головки медных заклепок со стороны тормозного шкива были углублены в ленту не менее чем на 2,5 мм.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.