35. Порядок идентификации модели буримости по данным текущего контроля.
Обработка данных начинается с идентификации модели буримости в конкретных условиях. Идентификация модели означает приведение ее в соответствие с фактическими данными. Модель буримости включает три константы идентификации: начальную скорость проходки v0, показатель темпа снижения скорости проходки Аи и показатель вида модели т. Методика, по которой рассчитываются константы идентификации, устанавливает очередность определения констант и порядок их расчета. Все три константы могут быть вычислены по фактическому изменению скорости проходки v,=f(t) на протяжении одного долбления. Аппроксимация зависимости vt=f(t) нередко оказывается затруднительной вследствие переменчивости самого показателя скорости проходки. Для идентификации модели более подходят данные о величине проходки за некоторый известный промежуток времени механического бурения. Показатели по проходке и продолжительности бурения являются наиболее достоверными и надежными в документации, которая составляется буровым персоналом непосредственно на буровой. В первую очередь должна определяться та константа, которая не зависит от остальных. Такой константой является начальная скорость проходки v0. Она определяется непосредственным измерением или по диаграмме, записанной во время бурения, по установившейся скорости проходки после приработки долота на забое и вывода технологического режима на заданный уровень. Чтобы выделить константу идентификации, которую следует определять на втором шаге идентификации, проанализируем базовую модель. Предположим, что породоразрушающий инструмент (или для краткости — долото) используется до полного износа вооружения. После соответствующей подстановки в базовую модель получим tnm=v0/v. Подставив это в формулу проходки получим h/v0t=1-(1/(m+1))(t/tn)m (*) если относит. умен факт проходки (h/v0t) задать в виде ф-ции от относ исп ресурса долота (t/tn) то на v не оказывает влияние. И значит второй следует определять константу — показатель вида модели т. Для ее вычисления по фактическим данным используется выражение (*) или номограмма, построенная на основании расчетов по этому выражению. Последней определяется третья константа идентификации v. Ее можно рассчитать двумя способами. Первый способ состоит в том, что выражение для проходки решается относительно v. v=((v0t-hp)/tm+1)(m+1)
Второй способ применим в том случае, когда известно значение полной долговечности долота по вооружению tn в конкретных условиях. vtm/v0(m+1)=1-h/v0t.
36. Контроль идентификации математической модели и ее коррекция при обработке первичных данных.
Таким образом, по данным, собранным за начальный период бурения в рейсе, определяются все три константы идентификации, и с их помощью базовая модель буримости привязывается (идентифицируется) к конкретным условиям бурения. Описанная выше методика идентификации модели буримости применима, когда известен полный ресурс работы долота по вооружению в рассматриваемых конкретных условиях. Обработка и накопление информации по отработке долот, несомненно, позволит установить обобщенное значение различных характеристик долот, в том числе и полного ресурса по вооружению. Но в приложении к конкретному рейсу может возникнуть необходимость ее уточнения по фактическим данным. Предлагаемая ниже методика позволит корректировать величину tп по наблюдениям за изменением скорости проходки. Пусть после идентификации модели в некоторый момент t2 была измерена скорость проходки v2. Тогда по базовой модели с учетом соотношения tnm=v0/v можно записать расчетное значение скорости проходки v'2 для момента t2: v'2= v0- v0(t2/ tn1)m . где tn1- прогнозное значение долговечности долота по вооружению при идентификации модели. А для фактической скорости проходки выражение будет иметь вид v2= v0- v0(t2/ tn2)m, где tп2-долговечность долота в конкретных условиях. После вычитания из этого предыдущее и преобразования получим выражение для расчета tп2: tп2= tп1[((v'2- v2)/v0)(tn1/ t2)m+1]1/m.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.