После реализации проектных решений по проводке наклонного горизонтального ствола, проводятся работы по заканчиванию скв. После подготовки ствола скв. под спуск новой ЭК, например если диаметр старой ЭК 168мм, то хвостовик будет иметь диаметр 101.6мм или в безмуфтовом исполнении 114мм. Новая ЭК-хвостовик устанавливается своей верхней частью длиной до 100м.
Внутри старой ЭК, подвешивается и герметизируется с помощью спец. устр-в. подвески и герметизации хвостовиков (ПП – переводник подвески; УПХГ – устр-во подвески и герметизации хвостовика). Новая ЭК может собираться с фильтровой частью на всю длину расположения в ПГ, либо цементироваться и затем перфорироваться (фильтры могут быть с заранее просверленными отверстиями 8-10мм или спец. изготовленными фильтрами типа ФС)
Второй технологический прием базируется на зарезке второго ствола с помощью дополнительного уипстока. Для этого в старой ЭК с помощью последовательного применения системы райберов, разрушается ЭК в виде щелевого окна. После обработки разрушенной кромки ЭК, в зону созданного окна спускается уипсток и осуществляется его ориентация в проектном направлении и окончательное заякоривание. БИ в этом случае выходит из старой ЭК в проектном направлении. КНБК в этом случае могут быть неориентируемые, включающие шарнирные элементы, опорно-центрирующие эл-ты и т.д.
При безориентированном стр-ве наклонного ствола скв., уипсток спускается внутрь старой ЭК и устанавливается в произвольном направлении (система уипсток бывает стационарной и съемной) с помощью уипстока осуществляется “как с трамплина” процесс вырезания и забуривания нового ствола. В зависимости от диаметра ЭК, КНБК могут составляться в сочетании с долотами диаметром 120.6-139.7мм (114, 118) в сочетании с ВЗД и турбобуром в зависимости от выбранного технологического решения, ÆВЗД=85, 95, 108, (105, 106), турбобур Æ105, ÆУБТ 93, ÆБТ=73, 89.
Для выполнения операций по контролю, измерению и управлению траекторией ствола скв., применяются следующие спец. средства: малогабаритные инклинометры Æ27-36мм (типа МИР, МИ), а также гироскопические инклинометры Æ50, 45, 36, а также телеметрические системы Æ108 (СТТ ЗП-108).
15. Установка цементного моста при выполнении операций по зарезке второго ствола из ЭК. |
Рассмотрим вариант установки цементного моста высотой Нц=100м в ЭК Ædн. ок=168.3 c d=8.9мм, глубина скв. L=2050.
Для установки цементного моста внутри ЭК, спускается БК dн. бк=89мм, dбк=9мм (ПК), глубина спуска = H=lбк=2000м.
dвн. бк=71мм; dвн. ок=150.5мм; Hпрод. ж-ти=H-Hц=1900
Последовательность расчета следующая:
- определяется кол-во сухого цемента Gц для установки цементного моста.
Gц=Kц×q×Vц.р.,
где Kц – коэф-т потерь цемента при цементировании; q – кол-во сухого цемента, требуемого для приготовления цементного р-ра, т/м3.
q=gц×gв/(gв+m×gц)=3.15×1/(1+0.5×3.15)=1.22т/м3,
где gц=3150кг/м3=3.15г/см3=3.15т/м3 – удельный вес ц.р.; m=0.45-0.5 – водоцементный фактор.
gц.р.=q×(1+m)=1.22×(1+0.5)=1.83г/см3=1830кг/м3
- определим объем ц.р., необх. для создания цементного моста высотой Hц=100м.
Vц.р.=0.785×dвн.ок×Hц=0.785×0.1505×100=1.78м3,
Gц=Kц×q×Vц.р.=1.01×1.22×1.78=2.19т.
- определяется объем продавочной ж-ти (БР).
Vпр.ж-ти=0.785×d2вн.бк×hпр.ж., hпр.ж=H-h*ц,
где h*ц – высота столба ц.р. внутри колонны и за колонной.
Важнейшим условием обеспечения качественной установки цементного моста является:
- давление столба ж-ти за колонной (столб ц.р. + столб БР) должно равняться давлению внутри БК.
Если высота столба за колонной будет больше, чем внутри БК, то в момент, когда после окончания заливки будет проводится подъем бурильного инструмента, будет сопровождаться сифоном, т.е. перелив ж-ти из к.п. внутрь БК и в этом случае произойдет смешивание растворов цементного и бурового, а => и брак в работе.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.