Исследование основных свойств гирокомпаса “Яхта” и оценка его погрешностей, страница 3

          Существенным источником погрешности гирокомпаса является его технологическое несовершенство. Из-за наличия неравножесткости конструкции, температурных  деформаций деталей гироскопа, люфтов и т. п. при маневрировании и качке судна на ротор действуют моменты сил инерции, порождающие его дрейф. Дрейф может также возникать и из-за наличия нутационных колебаний. Значение угловой скорости дрейфа определяется при работе прибора в режиме гироазимута. В режиме гирокомпаса, указанные факторы не вызывают ошибку, возрастающую во времени, а определяют лишь величину его поправки. Поэтому для стабилизации и минимизации величины поправки осуществляют компенсацию указанных составляющих дрейфа. По сигналам термодатчика ТД, установленного в приборе, блоком КТД компенсации температурного дрейфа вырабатываются напряжения, уменьшающие температурный дрейф wtz, wtх, которые, после суммирования с другими сигналами коррекции, поступают на датчики момента ДМZи ДМУ, соответственно.

          Для уменьшения изменения поправки компаса за счет наличия его нутационных колебаний используются сигналы датчиков угла ДУу и ДУz. Преобразователь сигнала ПС, используя указанные данные, вырабатывает напряжение, необходимое для компенсации соответствующего ей дрейфа wHZ, которое после суммирования в сумматоре åУ поступает на датчик момента ДМу.

          На этот же датчик поступает сигнал от потенциометра R1, устраняющий составляющую дрейфа wН.3.Z, не зависящую от сил инерции, а также сигнал от потенциометра R2, устраняющий составляющую wZдрейфа, обусловленного влиянием сил инерции. Дрейф wУ, вокруг оси оу, обусловленный влиянием сил инерции, компенсируется по сигналам потенциометра R3.

          С целью ослабления перекрестных связей между каналами коррекции, на датчик момента ДМZ подаются сигналы  и , пропорциональные синусу  угла поворота ВК вокруг оси ох. Текущие значения углов γ формируются в преобразователе ПСγ по напряжениям, поступающим с акселерометра АЕ-W.

          Таким образом, результирующие сигналы коррекции гирокомпаса определяются следующими выражениями [2]:

              

          Информация о курсе судна снимается с датчика курса, который вырабатывает сигналы грубого и точного отсчетов, пропорциональные синусу и косинусу курса. В аналого-цифровом преобразователе АЦП они преобразуется в цифровой код для индикации в указателе курса УК.

          В процессе работы прибора осуществляется контроль исправности отдельных систем. Качество работы следящей системы, осуществляющей разгрузку торсионов определяется по уровню сигналов UДУ и UДZ, снимаемых с датчиков угла гироскопа. Превышение этими сигналами определенных уровней свидетельствует о наличии неисправности в указанной системе. Сигнал неисправности поступает в логическое устройство ЛУ типа “ИЛИ” и оттуда на указатель УК. В указателе загорается лампочка “Неисправность” и через 2 секунды ГК отключается. Такая же реакция прибора будет иметь место и при наличии неисправностей в системах преобразования сигналов датчика курса ДК и  коррекции гироскопа. Наличие дефектов в системе коррекции определяется  по величине угла b отклонения внутреннего кольца ВК от плоскости горизонта. Сигнал неисправности снимается с блока ПСb.

1.3 Состав блока электроники ВАЦ -3

Прибор ВАЦ-3 является аналого-цифровым вычислителем, вырабатывающим корректирующие и управляющие сигналы, а также вторичные напряжения, необходимые для работы гирокомпаса. Кроме этого, он осуществляет преобразование аналоговой информации о курсе судна в цифровой код, используемый потребителями. Практически все электронные функциональные блоки, представленные на рис.2 (лабораторная работа №1), конструктивно сосредоточены в рассматриваемом вычислителе. В него, в частности, входят (рис.3):

1.  плата ПФ-1фильтров СН-282 ;

2. плата ШИМ широтно-импульсной модуляции СН-329;

3. плата ПУ управления СН-028;

4. плата ПК-1 коррекции СН-027;

5. плата ПВ вычислителя СН-018;

6. плата ввода V и φ СН-017;

7. плата ПК преобразователя курса СН-394;

8. плата ПТ таймера СН-023;

9. плата питания гиромотора СН-024;

10. блок питания СН-026;

Конструктивно ВАЦ-3 представляет собой прямоугольный корпус размером 300х320х221 мм, в котором размещены перечисленные электронные платы. Передняя и задняя крышки закрывают доступ к электронным платам с лицевой стороны и к электрическому монтажу прибора, соответственно. Обе крышки крепятся к корпусу с помощью винтов. Электронные кассеты   1-10 изымаются из прибора с помощью рукоятки, размещенной на внутренней стенке передней крышки. В верхней части прибора размещены семь электрических разъемов, предназначенных для подключения внешних кабелей. Прибор крепится к палубе без амортизаторов.

1.3.1 Описание функциональных схем электронных плат

Платы ПФ-1 и ШИМ

              Платы ПФ-1 и ШИМ (рис.4) совместно с датчиками угла ДУУ и ДУZ (рис.2) и двигателями ДСУ и ДСZвыполняют роль двухканальной следящей системы, ограничивающей при повороте основания значения углов закрутки торсионов их допустимыми величинами.

          Входные сигналы Uду и Uдz, частотой 19,2 кГц, определяющие углы закрутки торсионов, с датчиков угла поступают на входы предварительных усилителей ПУу и ПУz, расположенных на плате ШИМ широтно-импульсного модулятора. После предварительного усиления и выпрямления демодуляторами ДМ сигналы поступают на плату фильтров ПФ-1 и далее на усилители мощности УМ, расположенные на плате ШИМ и вырабатывающие последовательность импульсов, ширина которых пропорциональна напряжениям, поступившим с фильтров. Таким образом, усилители мощности выполняют также роль широтно-импульсных модуляторов. Промодулированные импульсы поступают на двигатели ДСу и ДСz (рис.2) системы привода карданова подвеса, которые разворачивают его рамки таким образом, чтобы углы закрутки торсионов были практически равны нулю.