продолжительности ее нахождения на пункте и других факторо (для условий Кривбасса &д = 0,3); q— удельный расход вод на увлажнение при первичной экскавации в забое уступ; м3/м3; V3— производительность экскаватора на фронте раб< ты одного гидромонитора, м3/ч.
При автомобильно-конвейерном транспорте борьба пылью связана с основными дополнительными источниками пь леобразования при разгрузке автосамосвалов и при дроблени и грохочении горной массы перед загрузкой ленточных конве{ еров (разд. 13).
12 БОРЬБА С ВРЕДНЫМИ ВЫБРОСАМИ КАРЬЕРНЫХ АВТОСАМОСВАЛОВ
12.1. Состав отработавших газов двигателей внутреннего сгорания
Отработавшие газы двигателей внутреннего сгорания npej ставляют собой сложную многокомпонентную смесь. Соста выхлопа существенно различен у дизельных и карбюраторны двигателей (табл. 12.1).
Токсичность выхлопа в основном определяется газообра ными компонентами, из которых у карбюраторных двигателе наиболее опасен оксид углерода (до 95 % общей токсичност выхлопа), у дизельных — оксиды азота (до 50 %), оксид угл< рода (до 25 %) и альдегиды.
На токсичность выхлопа дизельных двигателей решающе влияние оказывает сажа. Ее частицы, обладая значительно
Таблица 12.1
Основные компоненты выхлопа двигателей внутреннего сгорания
Содержание, % по объему
Компоненты выхлопа -------------------------------- ■------------------------------
Карбюраторные двигатели Дизельные двигатели
Азот 74—77 76—78
Кислород 0,3—8 2—18
Пары во»1 3—13,5 0,5—10
Диоксид углерода 5—12 1 —12
Оксид углерода 0,1 — 10 0,01-0,3
Оксиды азота 0,0—0,8 0,002—0,2
Углеводороды 0,2—3 0,01—0,5
Альдегиды До 0,2 До 0,05
Сажа * До 100 До 2000
Бенз(а)пирен До 2,5 До 10
Оксиды серы До 0,003 До 0,015
* Содержание приведено в мг/мЗ.
удельной поверхностью (До 75 м2Д) активно сорбируют канцерогенные и другие токсичные вещества, которые при попадании в организм человека могут стать причиной тяжелых заболеваний.
В выхлопе дизельного двигателя на всех режимах работы преобладающими являются сажевые частицы размером от 0,4 до 5 мкм, что позволяет им оставаться во взвешенном состоянии весьма длительное время (до суток и более) и переноситься воздушным потоком на значительные расстояния. Автомобильные дизельные двигатели выбрасывают в атмосферу в среднем 17 кг сажи на 1 т сжигаемого топлива, содержание сажи в выхлопе технически исправных двигателей может достигать 1100 мг/м3, а изношенных — 2500 мг/м3.
Высокие концентрации сажи в выхлопе двигателей не только опасны для здоровья горнорабочих, но могут быть и причиной ухудшения видимости и образования туманов в карьерном пространстве.
На состав выхлопа двигателя внутреннего сгорания существенно влияет его техническое состояние. У дизельных двигателей основными причинами увеличения токсичности выхлопа являются: засорение воздушного фильтра; снижение компрессии вследствие износа; нарушение регулировок механизма газораспределения; увеличение противодавления на выхлопе; неисправности форсунок; применение низкосортного топлива.
Объемы выделяемых двигателями вредных компонентов зависят от режима работы, регулировок топливной аппаратуры и качества топлива. Состав выхлопа весьма существенно меняется в зависимости от нагрузки, с увеличением ее значительно возрастают концентрации сажи, оксидов азота и оксида углерода.
Состав рабочей смеси, определяемый продолжительностью впрыска, должен поддерживаться в пределах, обеспечивающих коэффициент избытка воздуха, равный 1,3—1,4. При угле опережения впрыска, соответствующем наибольшей экономичности и мощности, выхлоп имеет минимальную токсичность.
В СССР выброс вредных веществ автомобильными дизельными двигателями регламентирован ОСТ 37.001.234—81, согласно которому удельные выбросы оксида углерода не должны превышать 9,5 г/(кВт-ч), углеводородов — 3,4 г/(кВт-ч) и оксидов азота 18,35 г/(кВт-ч).
Условия эксплуатации большегрузных автомобилей в карьерах при существующей технологии наиболее неблагоприятны: при длине транспортирования 2—3 км около 45 % длины ^трассы автомобиль движется на подъем с нагрузкой, близкой к максимальной, примерно столько же — под "уклон без груза, около 10% Длины пути составляет горизонтальный участок. На переходных режимах, характеризующихся
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.