1 Изученность проблемы. Цели и задачи дипломной работы
Значительный вклад в загрязнение атмосферы карьеров вносят отработавшие газы технологического автотранспорта.
Загрязнение атмосферы вредными примесями, выделяющимися при работе горно-транспортного оборудования, сопровождается ростом травматизма, снижением производительности труда и появлением профессиональных заболеваний и простоями карьеров, достигающих 10-12% рабочего времени.
Все применяемые ДВС по принципу действия, используемому топливу и конструкции делятся на два типа: бензиновые и дизельные - они существенно отличаются составом отработавших газов. На технологическом автотранспорте применяются дизельные ДВС.
Таблице 1.1 - Средний состав отработанных газов дизельных двигателей
Компоненты |
Содержание (% об.) в выхлопе |
Примечание |
Азот |
76-78 |
Нетоксичный |
Кислород |
2-18 |
Нетоксичный |
Водяной пар |
0,5-4 |
Нетоксичный |
Двуокись углерода |
1-10 |
Нетоксичный |
Окись углерода |
0,01-0,5 |
Токсичный |
Окислы азота |
0,0002-0,5 |
Токсичный |
Углеводороды |
0,009-0,5 |
Токсичный |
Альдегиды |
0,001-0,009 |
Токсичный |
Сажа |
0,1-1 г/м3 |
Токсичный |
Бензопирен |
До 10 γ/м3 |
Канцерогененный |
Общее количество компонентов в отработавших газах свыше 1000 наименований. Среди них наибольшую опасность для человеческого организма представляют окись углерода СО, углеводороды СnНm и окислы азота NOx. Именно эти компоненты нормируются при введении законодательных ограничений на токсичность отработавших газов ДВС.
Окись углерода (СО) – газ без цвета, запаха и вкуса плотностью 0,97. плохо растворяется в воде. Вредное воздействие на организм человека связано с тем, что, легко соединяясь с гемоглобином крови (в 250-300 раз активнее, чем кислород), вытесняет из нее кислород, вызывая тем самым кислородное голодание организма.
Индивидуальная восприимчивость к отравлению оксидом углерода у различных людей неодинаковая и зависит от количества крови и частоты дыхания. При объемной доле оксида углерода в воздухе, равной 1%, человек теряет сознание после нескольких вдохов. Сильное отравление (потеря способности двигаться и притупление сознания) вызывается вдыханием в течение 0,5-1 часа воздуха, содержащего 0,128% СО. При объемной доле около 0,05% через 1 час наступает слабое отравление, появляются головные боли, шум в ушах. Длительное пребывание человека в атмосфере с содержанием оксида углерода 0,01% приводит к хроническим отравлениям.
Углеводороды (СnНm). В отработанных газах ДВС содержится свыше двухсот различных углеводородов. В то же время теоретические расчеты реакции горения топлива, исходя из условий равновесия, показывают, что углеводороды в них не должны содержаться. При неполной нагрузке двигателя эффективность сгорания снижается и увеличивается количество углеводородов в отработанных газах.
Действие различных углеводородов на человеческий организм проявляется при довольно высоких концентрациях их в воздухе. Так, запах этилена, пропилена и бутилена ощущается человеком при содержании их в пределах 15-20 мг/м3 . Световая чувствительность глаза снижается при концентрации тех же веществ 11 мг/м3. Порог обонятельного ощущения гексогена 190 мг/м3. При концентрации 90 мг/м3 20-минутная ингаляция гексана ведет к угнетению электрической активности головного мозга.
Окислы азота (NOx) – пары их чрезвычайно ядовиты и действуют раздражающе на слизистую оболочку глаз, носа, рта, а также на верхние дыхательные пути и легкие, вызывая тяжелый удушливый кашель, головную боль, тошноту, иногда рвоту, а в тяжелых случаях – отек легких с последующей бронхопневмонией. В отличие от других газов отравляющее действие окислов азота появляется не сразу, а спустя некоторое время (4-20 ч и более).
При вдыхании воздуха, содержащего 0,006% NO2 примерно через 20 минут начинается кашель и боль в груди; при концентрации 0,01-0,015% NO2 указанные симптомы проявляются сразу в тяжелой форме; концентрация 0,023-0,039% NO2 смертельно опасна для человека.
Двуокись азота (NO2) – газ бурого цвета, удельный вес 1,58. двуокись легко переходит в четырехокись азота. Двуокись и четырехокись азота наиболее устойчивы из всех соединений азота с кислородом, но во влажной атмосфере постепенно, а через 40-60 минут почти полностью переходят в азотную и азотистую кислоты вследствие высокой растворимости в воде.
Одним из основных способов снижения токсичности выхлопа дизельных двигателей является в настоящее время использование нейтрализаторов. Разработано и практически проверено большое число различных конструкций нейтрализаторов: жидкостных, пламенных, каталитических и комбинированных.
В жидкостных нейтрализаторах продукты выхлопа пропускают через воду или растворы различных химреагентов. При значительном разнообразии конструкций жидкостных нейтрализаторов, получивших некоторое распространение на зарубежных и отечественных рудниках, почти повсеместно используется один состав химреагента: 10 %-ный водный раствор сернокислого натрия (Na2SO3) с 0,5 %-ной добавкой гидрохинона.
Добавление химических реагентов к раствору значительно увеличивает его способность поглощать альдегиды: при применении 0,5 %-ной добавки гидрохинона продолжительность эффективной работы нейтрализатора увеличивается до 14-15 ч.
При прохождении выхлопных газов через очиститель альдегиды вступают в реакцию:
Na2SO3 + НСНО + Н2О = NaOH + CH2(NaSO3)OH.
Растворение оксидов азота в воде идет по реакции
2NO2 + H2O = HNO3 + HNO2.
Рисунок 1 - Жидкостный очиститель кузовного типа
Наиболее рационально, как показала практика, выполнять жидкостные очистители как единую конструкцию с кузовом автосамосвала. На рисунке 1 показана схема кузовного очистителя, испытанного в условиях карьеров. Отличительная особенность конструкции - наличие перед водяным скруббером газоохладителя, позволившего на 25-30 % сократить испарение жидкости за счет предварительного охлаждения продуктов выхлопа.
Выхлопные газы автосамосвала через муфту 1 в передней части кузова поступают в газосборник-охладитель 2, откуда по трубе 3 газы (уже в значительной мере охлажденные) поступают в нижнюю часть резервуара под перфорированное дно 4. Очистка газов начинается в пространстве между днищами и заканчивается в пакете плотно уложенной стружки 5. Выбрасывание жидкости из резервуара предотвращается вертикально расположенными сетками. Общий объем жидкости в очистителе 0,5 м3.
Во время испытаний использовались вода и 10 %-ный раствор сернокислого натрия с добавкой 0,5 % гидрохинона. При использовании воды без добавок длительность эффективной работы нейтрализатора уменьшается, особенно в отношении оксидов азота. С повышением температуры воды в нейтрализаторе возможен обратный процесс перехода оксидов азота в газообразное состояние, особенно при значительном насыщении раствора. Альдегиды улавливаются водой значительно лучше, но с увеличением их концентрации в воде и повышении температуры раствора степень очистки существенно уменьшается.
На чистой воде удовлетворительная очистка обеспечивалась в течение 6-8 ч, при добавлении химических реагентов - в течение 14-15 ч.
Всем испытанным устройствам присущи недостатки, характерные для жидкостных очистителей: относительно большая масса, необходимость частой смены раствора, сложность эксплуатации при отрицательных температурах.
На основании опытно-промышленных испытаний сделан вывод, что жидкостные кузовные очистители могут быть рекомендованы для работы в карьерах с небольшими уклонами дорог, в подземных условиях, а также при проходке туннелей. Работы по совершенствованию жидкостных нейтрализаторов продолжаются. В частности, получены положительные результаты по жидкостной очистке выхлопных газов также и от оксида углерода.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.