На рисунке 4 представлен один из вариантов такого устройства. Выхлопные газы подаются во впускной патрубок 1, из которого поступают в кольцевой зазор между корпусом нейтрализатора 3 и наружной стенкой реактора 2. В результате циклонирования происходит предварительная очистка выхлопных газов от крупных частиц сажи и капель несгоревших нефтепродуктов. Далее выхлопные газы поступают к тепловому аккумулятору, представляющему цилиндрический огнеупорный блок 4, изготовленный из пористого керамического каталитически активного материала. В теле керамического блока в цилиндрических каналах 9 заложены нихромовые спирали 10, напряжение к которым подается по электрокабелю 8 через проходные изоляторы 7.
Нейтрализация токсических компонентов выхлопа производится в реакторе, заполненном капсулами с шариковым катализатором. Капсулы заполняют весь объем между решетками 11 и 12, и катализатор в них находится в подвижном состоянии. В процессе нейтрализации наряду с шариковым катализатором участвуют каталитически активный огнеупорный блок и нагретые нихромовые спирали, что повышает суммарный эффект очистки. Газы после очистки собираются под крышкой 14 и выбрасываются в атмосферу через окно 13. Контроль состояния катализатора производится через патрубок 16. Нихромовые спирали, выполняющие роль секций тормозного реостата, включаются в начале спуска, и энергия торможения идет на нагрев керамического блока и газов. Керамический блок, являясь тепловым аккумулятором, обеспечивает поддержание необходимой температуры в реакторе при работе двигателя в период погрузки автомобиля в забое, даже при выключенном подогревателе. Боковые поверхности нейтрализатора имеют теплоизоляцию 5, защищенную кожухом 6.
При подъеме, груженого автомобиля из карьера в зависимости от температуры в реакторе система подогрева либо выключается, либо переводится на питание от приводного генератора. Под верхней крышкой смонтирован теплообменник 15, с помощью которого в зимнее время может дополнительно подогреваться воздух, подаваемый к отдельным агрегатам автомобиля.
Основной недостаток термокаталитических нейтрализаторов — сложность конструкции, инертность в отношении оксидов азота, необходимость периодического обслуживания, а у аппаратов с пламенным подогревом — дополнительный расход топлива.
Рисунок 5 - Комбинированная система очистки выхлопа автосамосвала
1 - система впрыска воды во впускной коллектор дизеля; 2 - жидкостной нейтрализатор кузовной конструкции; 3 - каталитический нейтрализатор НКД-241
Комбинированные системы очистки выхлопа разработаны на основе каталитических и жидкостных очистителей, устанавливаемых последовательно в выхлопной системе двигателей автосамосвалов. Одновременно в комбинированных системах предусматриваются устройства, обеспечивающие работу двигателя с минимальной токсичностью.
На рисунке 5 показана комбинированная система очистки. В системе предусмотрено устройство для впрыска воды во впускные коллекторы, два каталитических нейтрализатора НКД-241 и жидкостный кузовной очиститель.
Система отличается сложностью конструкции и имеет отмеченные выше недостатки, характерные для каталитических и жидкостных очистителей.
В настоящее время ведутся опытно-конструкторские работы по созданию более простых систем очистки выхлопа, в частности, с использованием в качестве фильтрующего реагента горной массы, перевозимой в кузове автосамосвала. Опытно-промышленные испытания показали, что таким путем можно обеспечить практически полную очистку выхлопа от сажи (а следовательно, от канцерогенных примесей), альдегидов и частичную (до 50-70 %) от оксидов азота.
Основной трудностью на пути практического внедрения различных систем нейтрализации выхлопа автосамосвалов большой грузоподъемности является необходимость выполнения требований заводов-изготовителей двигателей в части допустимого противодавления в системе выпуска отработавших газов.
Для автомобилей БелАЗ-540 с двигателями ЯМЗ-240 допускается противодавление в системе выхлопа до 15 кПа, что позволяет использовать на них различные системы нейтрализации газов.
Для двигателей 8ДМ-21А, устанавливаемых на автомобилях БелАЗ-7519, величина допустимого противодавления ограничена 6 кПа, что при сохранении системы обогрева кузова позволяет применять в настоящее время только устройства для очистки выхлопа с использованием в качестве фильтра перевозимой горной массы.
Другие системы нейтрализации выхлопа (жидкостные, каталитические и др.) для автомобилей БелАЗ-7519 и -7521 грузоподъемностью 11О и 180 т должны создаваться с учетом этого требования.
Загазованность атмосферы, при работе дизельных двигателей, можно снизить использованием присадок к топливу. Они позволяют изменять ход протекания реакций окисления углеводородов, в результате чего происходит более полное сгорание топлива и уменьшение содержания в отработанных газах некоторых токсичных компонентов. Для дизельных двигателей применение присадок связанно в основном со снижением дымности отработанных газов.
Значительное снижение токсичности отработанных газов достигается при применении топливно-водяных эмульсий. Применение эмульсии, содержащей 15-20% воды, позволяет снизить сажи на 80-85%, окиси углерода на 47-50%, окислов азота на 30-35%.
Одним из эффективных способов снижения загрязнения атмосферы автосамосвалами является также устройство вертикального (над кабиной) выпуска отработанных газов. При этом увеличение грузоподъемности (а следовательно и мощности двигателя) карьерных автосамосвалов способствует забросу отработавших газов в более высокие слои атмосферы и уменьшению загрязнения глубинной наиболее опасной в санитарно-гигиеническом отношении части карьера.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.