,
.
2. Эквивалентная ЭДС и эквивалентное сопротивление трех параллельных ветвей правой части схемы (рис. 7.6)
,
.
4. В результате выполненных преобразований получаем эквивалентную схему, приведенную на рис. 7.7. Показание амперметра определим, составив выражение по второму закону Кирхгофа для обозначенного в схеме (рис. 7.7) контура:
,
откуда определим показания амперметра
.
Задача 7.4.
Для схемы рис. 7.8, используя метод узловых потенциалов, определить все токи. Дано , , , , , .
Рис. 7.8. Рис. 7.9. Рис. 7.10.
Решение.
1. Применение метода узловых потенциалов к расчетной схеме рис. 7.8 затруднительно, т.к. две ветви с источниками ЭДС имеют бесконечно большую проводимость. Указанное затруднение можно легко обойти, если вынести одну из ЭДС за узел и преобразовать цепь.
2. Вынесем ЭДС за узел 3. Для этого в ветвь с источником ЭДС внесем ЭДС равную по значению и противоположную по направлению , а в оставшиеся ветви примыкающие к узлу 3 внесем дополнительные ЭДС направленные к этому узлу (рис.7.9).
Это не окажет влияния на распределение токов в схеме т.к. внесенные ЭДС взаимно компенсируются.
В ветви с источниками ЭДС, включенной между узлами 3 и 4, действуют одинаковые по значению и противоположно направленные ЭДС, их сумма равна нулю. Поэтому узлы 3 и 4 имеют одинаковый потенциал и их можно закоротить и объединить (рис. 7.10).
3. Примем потенциал узла 1 (рис. 7.10) равным нулю (), тогда потенциал узла 2 равен () и следовательно по методу узловых потенциалов достаточно составить только одно уравнение для потенциала ранее объединенного узла 3:
.
4. Решение уравнения позволяет определить неизвестный потенциал узла 3:
.
Следовательно: , , .
5. В соответствии с заданными направлениями токов в ветвях схемы рис. 7.10 получим:
,
,
,
.
Токи и в ветвях схемы с источниками ЭДС найдем составив уравнения по первому закону Кирхгофа для узлов 3 и 2:
,
.
Задачи для самостоятельного решения
Задача 7.5. Определить показание амперметра установленного в схеме (рис. 7.11), выполнив предварительно преобразование источников тока в источники ЭДС. Дано , , , , , .
О т в е т: .
Задача 7.6. Для схемы рис. 7.12 определить показание вольтметра, выполнив предварительно преобразования источников тока в источники ЭДС, если , , , , , .
О т в е т: .
Рис. 7.11. Рис. 7.12.
Задача 7.7. Для схемы рис. 7.13 определить показание амперметра, если , , , , , , . Решение выполнить преобразованием группы из трех параллельно соединенных ветвей с источниками ЭДС одной эквивалентной.
О т в е т: .
Задача 7.8. Методом узловых потенциалов определить все токи в ветвях схемы рис. 7.14, если , , , , , .
О т в е т: , , , ,
, .
Рис. 7.13. Рис. 7.14.
8. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РАСЧЕТЫ В ЦЕПЯХ
ПОСТОЯННОГО ТОКА
При выполнении энергетических расчетов в электрических цепях постоянного тока интересуют характеристики связанные с определением мощности рассеиваемой в сопротивлениях резисторов, условий потребления максимальной мощности в нагрузке, мощности источников напряжения и тока и режимов их работы, баланса мощностей, к.п.д. передачи энергии.
Задача 8.1.
Для цепи (рис.8.1) требуется определить режим работы каждого источника и установить баланс мощностей, если , , , , , , .
Решение.
1. Выполним расчет токов в ветвях схемы по методу узловых потенциалов. Схема (рис. 8.1) содержит пять ветвей (), из которых четыре с неизвестными токами, три узла (), одна ветвь с нулевым сопротивлением содержит источник – ().
Рис. 8.1.
2. Общее число расчетных уравнений равно одному
.
Потенциал узловой точки 1 (рис. 8.2) примем равным нулю (). Тогда потенциал узловой точки 3 (рис.8.2) равен ().
Рис. 8.2.
3. Потенциал узловой точки 2 найдем на основании уравнения, составленного для :
.
4. Решением уравнения относительно неизвестного потенциала с учетом того, что будет
.
5. Зададим положительное направление токов в ветвях схемы , как указано на рис. 8.2. По закону Ома выразим токи:
;
;
.
По первому закону Кирхгофа для узла 3 найдем
.
6. Определяем режимы работы источников энергии. Отрицательный знак для тока означает, что действительное направление тока противоположно указанному на схеме (рис. 8.2). Из этого следует, что источник работает в режиме приемника (потребителя) электрической энергии. Его мощность
.
Источники и генерируют электрическую энергию в цепь, т.к. действительное направление тока совпадает с направлением источников:
;
.
Мощность источника тока
.
Напряжение на зажимах источника тока также можно было принять равным напряжению узловой точки 2, т.е. .
Отрицательный знак мощности означает, что источник тока работает в режиме приемника (потребителя) электрической энергии.
7. Уравнение баланса мощностей
.
После подстановки в уравнение числовых значений получим:
;
.
Результаты расчета показывают, что баланс мощностей выполняется. Ошибка при расчетах составляет.
Задача 8.2.
Для схемы (рис. 8.3) определить показание ваттметра и убедиться в том, что оно равно сумме мощностей, расходуемых во всех резистивных сопротивлениях, если , , , , , .
Решение
1. Выполним расчет всех токов в ветвях схемы. Расчеты целесообразно выполнить по методу узловых потенциалов.
Потенциал узловой точки 1 (рис. 8.3) примем равным нулю (). Тогда потенциал узловой точки 3 равен , т.е. напряжению на входе цепи ().
Рис. 8.3.
2. Расчетные уравнения для определения потенциалов и будут иметь вид:
3. После подстановки числовых значений получим:
Откуда , .
4. Находим токи в ветвях схемы:
;
;
;
;
.
Ток на входе цепи .
5. Показание ваттметра
,
где .
6. Суммарная мощность, расходуемая во всех резистивных сопротивлениях:
.
.
На основании выполненных расчетов следует тождество:
Погрешность при выполнении баланса вызвана заданной перед расчетом точностью определения токов в расчетной схеме.
Задача 8.3.
Для цепи (рис. 8.4) требуется определить показания ваттметра для различных схем включения измерительных обмоток. Дано: , , , , , , .
а б
в г
Рис. 8.4.
Решение.
1. Выполним расчет токов в ветвях схемы по методу двух узлов. Потенциал узловой точки 1 примем равным нулю (). Напряжение между узловыми точками 2 и 1 (рис. 8.4, а)
.
2. Токи в ветвях цепи:
;
.
3. Показание ваттметра включенного по схеме (рис. 8.4, а). Напряжение, приложенное к измерительной обмотке, .
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.