Лекция 11.
Дефектация деталей и узлов.
После мойки производится дефектация, результаты которой заносят в дефектационную карту.
Дефектация необмотанного статора.
Производится внешний осмотр на предмет трещин, отколов, деформаций корпуса, состояния резьбовых отверстий, крепления сердечника в корпусе, распушения крайних листов, выгорание отдельных листов, наличие коррозии.
Плотность сборки сердечника проверяют щупом с толщиной лезвия 0,2 мм. Под давлением руки оно должно входить на глубину 2-3 мм. Распушение проверяют штангельциркулем. Сердечник измеряют по дну паза и по верхней части зубца. В сердечниках длиной менее 100 мм. Допускается распушение не более 2 мм., про длине 101-150мм. – не более 3 мм.
Производят измерение внутреннего диаметра поверхности сердечника и замков под посадку щитов. Измерение производят в двух взаимно-перпендикулярных плоскостях, сравнивают замеры с допуском. Признаком окончательного брака является откол двух и более лап корпуса, выгорание одного и более зубцов на величину 1/3 длины сердечника ( или 50 мм.), увеличение воздушного зазора более чем на 15% ( в двухполюсных машинах – более чем на 25%), наличие сквозных трещин в корпусе.
Дефектация необмотанного ротора ( якоря).
У якоря, установленного шейками на призму измеряют диаметр сердечника, посадочные места шеек вала под подшипники и вентилятор, измеряют биение шеек вала и сердечника, проверяют состояние шпоночных пазов и рабочего конца вала, осматривают коллектор на предмет отсутствия подгара, обжогов, оплавления и неравномерной выработки, измеряют сопротивление изоляции между коллекторными пластинами, биение коллектора относительно шеек вала. Дефектация железа сердечника производится также, как и сердечники статора. Признаком окончательного брака является излом вала в любом сечении, значительный износ железа сердечника, а для короткозамкнутых роторов – обрыв хотя бы одного стержня.
Дефектация подшипниковых щитов.
Производится внешний осмотр на предмет трещин, изломов, измерение посадочного места под подшипник и на корпус статора, состояние резьбовых отверстий и приливов. Признаком окончательного брака является трещины и отколы в щите и на посадочных поверхностях, откол крепежных приливов.
Дефектация щеточного узла.
Производится внешний осмотр состояния щеткодержателей, пружин, выводных кабелей, крепления канатиков щеток, зазор между щеткой и щеткодержателем ( не должен превышать 0,3-0,5 мм.), давление пружин на щетку ( отклонение отдельных давлений от среднеарифметического не более 10%), измеряется сопротивление изоляции между щеткодержателями и корпусом.
Дефеектация вентилятора.
Производится осмотр механической исправности кожуха, лопаток вентилятора, измеряется размер посадочной поверхности под вал.
Дефеектация крепежных деталей.
Признаком окончательного брака является повреждение более 20% ниток резьбы, трещины и надрывы возле головок болтов, уменьшение диаметра шпилек и болтов в результате коррозии более чем на 10%.
Ремонт сердечников.
Характерным повреждением сердечников является ослабление посадки сердечника в корпусе или на валу, сдвиг его в осевом направлении, распушение крайних листов, ослабление прессовки пакета, сдвиг отдельных листов, выгорание или оплавление отдельных участков, износ поверхности. При ослаблении посадки сердечник статора следует осмотреть и проверить состояние стопоров ( кольцевые шпонки и канавки, болты, винты, шпильки), при необходимости изготовить новые и установить сердечник по заводским меркам. Отверстия для стопоров делают на новом месте. При ослаблении посадки сердечника ротора на валу его выпрессовывают, ремонтируют вал и снова напрессовывают. Распушение крайних листов в электрической машине малой мощности устраняют пропиловкой наклонных пазов в зубцах и проваркой этих пазов сварочным швом. При пропиловке и проварке зубцы сжимают с помощью двух колец и шпилек, пропущенных сквозь пазы, электродуговой сваркой проваривают их, после чего швы запиливают по диаметру сердечника. Другой вариант устранения этого дефекта: распушение устраняется за счет склейки, для чего их промазывают лаком, стягивают кольцами и шпильками и высушивают. При общем ослаблении прессовки между нажимным кольцом и крайними листами сердечника через 2-4 зубца забивают текстолитовые клинья. Для определения толщины клина сердечник предварительно опрессовывается. Для предохранения клина от выпадания, его промазывают клеящим лаком и загибают крайний лист сердечника. Для электрических машин большой мощности устанавливают дополнительные шайбы с зубцами или устанавливают отдельные нажимные пальцы между сердечником и нажимной шайбой. Также устанавливают в зубцовой зоне клинья из текстолита, промазывают лаком БТ99 либо лаком ЭЛ4. После этого производится сушка в печи в течении 10-12 часов при температуре 20-25 градусов. Местное замыкание на поверхности расточки статора устраняется прокладкой лепестков слюды между сегментами либо изолированием эпоксидным лаком БТ99. Листы разводят специально заточенными узкими и тонкими полосами. Большие площади замыкания устраняются травлением в концентрированной азотной кислоте. На статор наматывают намагниченную обмотку, пропускают ток и определяют место повышенного нагрева. Зачищают близлежащие к ремонтируемому месту участки от действия кислоты шпатлевкой или химически стойкой эмалью, нагревают зону до температуры 75-105 градусов и протравливают концентрированной азотной кислотой, затем остатки кислоты нейтрализуют 4-5-и кратной обработкой салфетками, смоченными в 10% растворе кальценированной соды и промывают теплой дистиллированной водой. После этого протирают смоченными в спирте салфетками. При выгорании или оплавлении участка зубца сердечника производят удаление дефектной части и устанавливают на ее место протез из стеклотекстолита. При сильных повреждениях магнитной системы проводят перешихтовку, после нее до укладки обмотки проводят испытания на отсутствие замыканий между листами, для чего накладывают намагниченную обмотку, обеспечивающую индукцию в 1 теслу, отсутствие местных перегревов характеризует удовлетворительный ремонт.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.