Лекция 2.
Настройка коммутации в машинах постоянного тока.
Улучшение коммутации в электрических машинах постоянного тока.
Одним из недостатков машин постоянного тока является искрение между щеткой и коллектором. Искрение приводит к подгару щеток и коллектора. В основном искрение наблюдается под сбегающим краем щетки. На набегающем крае тоже иногда бывает искрение, но оно не оказывает существенного влияния на работу щеточно-коллекторного узла. Качество коммутации согласно ГОСТ 183-74, оценивается классом коммутации по уровню искрения на сбегающем крае щетки.
Класс коммутации |
Уровень искрения |
1 |
Темная коммутация. Искрение на сбегающем крае отсутствует. |
|
Слабое точечное искрение под небольшой частью щетки. Почернение коллектора и нагар на щетках отсутствуют. |
|
Слабое искрение под большой частью щетки. Имеется почернение коллектора, устраняемое протиранием салфеткой, смоченной в бензине. Появляются следы нагара на щетках. |
2 |
Искрение под всем краем щетки. Появляются следы почернения на коллекторе, не устраняемое протиранием салфеткой, смоченной в бензине, а также следов нагара на щетках. |
3 |
Сильное искрение под всей щеткой. Наличие крупных вылетающих искр, значительное почернение коллектора, не устраняемое протиранием салфеткой, смоченной в бензине, а также подгар и разрушение щеток. |
Классы коммутации до включительно допускаются при любых
режимах работы.
Наиболее современным и широко распространенным способом улучшения коммутации является применение добавочных полюсов.
Добавочные полюса
располагаются между главными полюсами. Обмотки добавочных полюсов соединяются
последовательно с обмоткой якоря. Для того, чтобы поле главных полюсов не
проникало в добавочные полюса, воздушный зазор под добавочным полюсом делают
больше, чем под главным. Назначение добавочного полюса состоит в том, чтобы
компенсировать МДС реакции якоря в зоне коммутации ( это часть окружности якоря,
на которой располагаются коммутируемые секции) и создать поле с индукцией , под действием которого в
коммутируемой секции индуктируется ЭДС
.
Среднее значение реактивной ЭДС за время коммутации секции может быть записана:
где -
число витков в коммутируемой секции,
-
линейная скорость якоря,
- активная длина секции,
- средняя эквивалентная проводимость
для полей рассеяния замыкающихся вокруг коммутируемой секции,
А – линейная нагрузка.
где -
длина дополнительного полюса,
- индукция под дополнительным
полюсом.
МДС дополнительных полюсов
рассчитывается из условия обеспечения равенства ,
что соответствует среднепрямолинейной коммутации. Для получения оптимальной
коммутации МДС дополнительных полюсов увеличивают на 10-15%. Для того, чтоб при
изменении тока якоря характер коммутации остался без изменений ( это возможно,
если
будет изменяться пропорционально
току якоря), магнитная цепь полюсов делается ненасыщенной.
В машинах без дополнительных
полюсов коммутируещее поле, наобходимое для создания ЭДС уравновешивающее ЭДС
, образуется путем сдвига щеток с
геометрической нейтрали. Рассмотрим на примере генератора. В случае если щетки
стоят по линии геометрической нейтрали, положение А-А в коммутируемой секции ,
будет индуктироваться ЭДС вращения
, возникающей под
действием результирующего поля, и реактивной
,
которые имеют одинаковые направления. Для улучшения коммутации необходима
компенсация этих ЭДС, что может быть достигнуто смещением щеток по направлению
вращения в положении В-В за линию физической нейтрали ( положение Б-Б). В этом
положении в коммутируемой секции будет индуктироваться ЭДС вращения,
направленная встречно реактивной ЭДС ( при установке щеток на физическую
нейтраль положение Б-Б ЭДС вращения от результирующего поля равна нулю).
Основной недостаток способа в том, что при изменении нагрузки будет изменяться
соотношение
и
,
поэтому в этих машинах приходиться ставить щетки в некоторое среднее
положение, соответствующее некоторой средней нагрузке. Этот способ не применим
для реверсивных машин.
Настройка коммутации по методу безыскровых зон.
Сущность состоит в том, что
обмотку дополнительных полюсов подпитывают от особого источника постоянного
тока и снимают подпиточные кривые, которые позволяют выявить зону безыскровой
работы и необходимой точностью определить оптимальное число витков добавочного
полюса или величину воздушного зазора под добавочным полюсом. Для снятия кривых
подпитки может служить схема на рисунке. Здесь -
испытуемый генератор, ДП- обмотка дополнительных полюсов,
- переключатель для изменения
направления тока в цепи возбуждения,
- генератор
постоянного тока, служащий для подпитки полюсов. Снятие кривых подпитки
начинают с холостого хода, когда ток якоря равен нулю. Подпитывая добавочные
полюса сначала в одном, а затем в другом направлении ( за счет изменения
направления тока подпитки) можно установить величину тока подпитки, при котором
начнется первое заметное на глаз искрение. Причиной искрения является ЭДС
вращения
, создаваемое в коммутируемой секции
полем добавочных полюсов. Если пренебречь явлением гистерезиса, то подпиточные
токи различных знаков, вызывающие искрение под щетками при холостом ходе
, должны быть равны.
Неравенство токов говорит о
смещении щеток с линии геометрической нейтрали. Если бы машина имела поле
добавочных полюсов, которое создавало ЭДС, уравнивающую ЭДС , и пренебрегая влиянием плотности
тока на сопротивление щетка-коллектор, то кривые подпитки имели бы вид двух
прямых, параллельных оси абсцисс, находящихся от нее на одинаковом расстоянии
как в своей положительной, так и отрицательной ветви ( прерывистые линии на
рисунке а ).
Однако у реальной машины даже
при оптимальной настройке дополнительных полюсов имеются секции, у которых . Поэтому при токе якоря, не равном
нулю, для секций у которых
, в случае
подпитки добавочный ток
может быть
записан:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.