Получив на выборах в Уч.собрание в 1945г. наибольшее кол-во мандатов, коммунисты, социалисты и католич.партия образовали новое, 3партийное Врем.прав-во => проект конст.=> на референдуме отклонен.
2й проект разработан в 1946г. новым составом Уч.собрания.
Конституция 1946 г. Конст-лизм, парламенторизм, разд.вл.
Подтверждались П и свободы чел-ка и граж-на, данные Декларацией П чел-ка и граж-на 1789г. + равные П всех граждан вне зависимости от пола; П полит.убежища для лиц, борющихся за свободу; П на организацию профсоюзов и проведение стачек; П на заключение коллективных договоров; социальная помощь дет,матер,инвол; обязательство респ-ки не вести завоевательных W.
Форма правления парламентская респ. Парламент из 2х палат:
Нац.собрание, изб.на 5 лет на основе всеобщ.и прям.изб.П. Только Нац.собрание имело П принятия зак-в.
Совета респ-ки, изб.коммунами и департаментами на основе всеобщего и косв.изб.П. Он получил П рассматривать зак.проекты, принятые Нац.собранием.
Представитель гос.вл. - президента. Изб.пар-ом на 7лет и может переизбран на 1 срок. Подписывает и ратифицирует дог-ры с иностр.гос-ми, осуществл.обнародование законов. Утверждает важнейшие правительственные декреты. Каждый из актов през-та должен быть скреплен подписью председ.Сов.мин-ов и 1 из министров, по ведомству которого осуществляется соответствующий нормативный акт;
Совет министров во главе спредседателем возгл.непосредств.упр-е. Кандидат на пост председателя представляет на рассмотрение Национального собрания программу будущего кабинета. Председатель Сов.мин-ов обеспечивает исп.зак-в, руководит гос.аппаратом, осуществляет общее рук-во водруж.силами.
№60 Франц.конст 1958г Гос строй 5й респ и его эволюция в 60е-90гг
Обострение полит обстановки (финансовые трудности, вызванные военными расходами) и отход от конст.принципов привел к падению4й респ.=> нужна твердая власть.
Принципы: конституционализм, разд.властей, парламентаризм, президентский республиканизм.
Прав-во подготовило проект новой конституции, кот., минуя парл-т, в сентябре 1958 г. был передан на референдум и одобрен большинством избирателей. Конст. расширила права исп.власти в ущерб зак.
Глава гос-ва - президент, избирается на 7 лет и обладает широкими полномочиями.
В исп.сфере он: назначает и смещает премьер-министра и членов прав-ва; председательствует на заседаниях прав-ва, в Совете и Комитете нац.обороны; имеет полномочия главы воор.сил, право назначения на высшие гражд.и военные должности.
В зак.сфере он имеет право: подписывать и обнародовать законы; оспорить принятый парл-ом зак.проект и передать его в Конст.совет; передавать законопроекты на референдум, минуя пар-т; обращаться к пар-ту с посланиями, которые не подлежат обсуждению.
Президент не несет полит.отв.ни перед кем. Президент получил также право роспуска нижней палаты пар-та. Представляет Фр.в международных отношениях.
Исп.власть принадлежит пр-ву – Сов.министров.
Премьер-министр 2 лицо в государстве. Руководит деятельностью пр-ва, обеспечивает исп.законов, может председательствовать вместо президента на заседании Совета министров.
Зак.вл - парламент, состоящий из двух палат: Национального собрания и Сената. Депутаты Национального собрания избираются прямым голосованием граждан, а Сенат - косвенным голосованием.
Пар-т собирается на 2 очередные сессии в году. Зак.компетенция пар-та ограничивается вопросами, указанными в конституции.
Органом конституционного надзора является Конституционный совет. Он решает вопросы правильности выборов президента, депутатов и сенаторов, проведения референдумов, а также соответствия Конституции НА, принятых пар-ом. Совет состоит из9членов, полномочия кот.длятся 9лет и не подлежат возобновлению.
Суд.система включает суды 1й инстанции и Апеляционные суды (сост из палат по уг и гражд.делам.). Высшая судебная инстанция - Кассационный суд (рассм.жалобы на постановл.нижест.судов, по ?права). +есть суд присяжных (тяжк.уг.дела.).
В 60е-90е гг. тенденция усиления президентской вл.(на практике он и глава прав-ва). Конституционная реф.сделала избр.президента с помощью всеобщего голосования. Хар-на централизация судебно-полиц.аппората. В80х г.Социалистической партии удалось завоевать пост през-та, получив большинство мест в пар-те. Они продвинули: закон о децентрализации местного упр-я. В 1992г в конст Фр занесена глава Европейский союз => тенденция к признанию верховенства права ЕС над национальным.
№61 Гос.строй Италии после 1й мир W.Фашистская диктат в Ит.Конст 1947г.
Установление фашистской диктатуры в Италии.
После 1й мировой войны Италия вышла эк.слабой и с внешними долгами.=>эк.и полит.кризис. => усиливаются рев.настроения среди трудящихся. => падает влияние буржуазных партий.
В условиях социального кризиса активизируется фашистские движение. Еще в1915г Муссолини основал первые фашистские орг-ции.
Для привлечения в свои ряды народн.масс он в своей программе (провозглаш.1919г) выдвинул требования эк.реформ: 8час.раб.день, гарантированная мин.З/п, введение раб.контроля на производстве + лозунги: борьбы против эксплуататоров нации.
+программа предполагала созыв Уч.собрания, упразднение монархии и сената, установление твердой власти, национального единства, захват новых территорий.
Его опорой была: финансовая поддержка магнатов, защита прав-ва+вдохновители фашизма: ассоциации промышленников и аграриев.
Октябрь 1922г поход на РИМ. Требование: передача власти представителям нации, способной навести порядок (высшее офицерство поддержало).
30 окт.Муссолини глава прав-ва (назначил король).
В пар-те сохранялась оппозиция.
=> изб.закон 1923г. Италия – это единый изб.округ. Голосование проводилось по партийным спискам. Если партия получала относительное большинство, то получала 2/3 мест в парламенте. => в 1924 г фашистская партия получает абс.большинство.
=>нач. процесс ликвидации существующего режима. (запрет оппозиции, отмена выборности муниц.органов, уст.смертная казнь, репрессии).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.