Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Общая психология», страница 9

План:

1.  Предмет психологии и единица психологического анализа в бихевиоризме?

2.  Методические требования к психологии классиков бихевиоризма.

3.  Отношение  к сознанию у представителей бихевиоризма и необихевиоризма.

4.  Понятие «промежуточной переменной» и оперантного обусловливания у представителей необихевиоризма.

5.  Теории научения.

Ключевые понятия: Бихевиоризм. Необихевиоризм. Поведение. Формула «стимул-реакция». Естественно-научный подход. Научение. Навык. Условный рефлекс.

Литература для конспектирования, сообщений и обсуждения:

1.  Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.,2001

2.  Маклаков А.Г. Общая психология. СПб, Питер,2000-2004

3.  Соколова Е.Е.Введение в психологию. – М., Академия, 2007

4.  Толмен Э. Когнитивные карты у крыс и у человека/ хрестоматия по

истории психологии. М.,1980

5.  Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. - М.,1998

6.  Уотсон Д. Психология как наука о поведении. – М.,1998

Семинар 9. Тема: “Неосознаваемые явления и подходы к их изучению”.

План:

1.  Неосознаваемые процессы как психические явления, изучаемые психологией.

2.  Что вы знаете о надсознательных процессах? Кто их изучал?

3.  З.Фрейд о природе бессознательного и его проявлениях – снах, ошибках, неврозах.

4.  Защитные механизмы психики человека как проявления неосознаваемого.

5.  Расскажите об исследованиях неосознаваемых механизмов сознательных действий – «установки» по Д.Узнадзе, «динамического стереотипа» по И.Павлову и др.

Ключевые понятия: Неосознаваемые псические явления. Надсознательные процессы. Архетипы по Юнгу. Социальные стереотипы. Неосознаваемые побудители сознательных действий. Неосознаваемые механизмы сознательных действий. Установка по Д.Узнадзе. Психологическая защита. Вытеснение. Проекция.

Литература для конспектирования, сообщений и обсуждения:

  1. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану

бессознательного к таинственному острову сознания.- СПб, Речь,2003

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.,2001

3.  Годфруа Ж.. Что такое психология? – М.,1992

  1. Грановская Р.М.. Никольская И.М. Психологическая защита личности. СПб,

2001

  1. Узнадзе Д.Н.  Установка у человека, в хр. «Психология внимания»,

под ред.Ю.Б.Гиппенрейтер, М.,2001 и в хр. по психологии личности,

том 1, Самара,2000

  1. Фрейд З. Психология бессознательного. - М.,1998
  2. Юнг К.Г. Человек и его символы. – М.,1997

Семинар 10. Тема: “ Современные психологические направления”.

План:

1.  Разнообразие концепций психоаналитического направления, что их объединяет?

2.  Точка зрения представителей когнитивной психологии на детерминацию человеческого поведения. Ваша точка зрения.

3.  Гештальтпсихология. Классика и современность.

4.  Гуманистическая психология о детерминантах поведения человека.

5.  Культурно-историческая психология.

Ключевые понятия: Психоаналитическое направление. Метод свободных ассоциаций. Психодинамические концепции. Гештальтпсихология. Когнитивная психология. Гуманистическая психология. Самоактуализация по А.Маслоу. Экзистенциональная психология. Логотерапия.

Литература для конспектирования, сообщений и обсуждения:

  1. Коффка Л.М. Основы психического развития.- М.,1998
  2. Маслоу А.Психология бытия. - М.,1990
  3. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред Р. Корсини, А, Ауэрбаха, СПб, 2003.
  4. Роджерс К.Взгляд на психотерапию. Становление человека.- М.,1996
  5. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.,1996
  6. Франкл В.Человек в поисках смысла.- М.,1990
  7. Ярошевский М.Г.. Л.С. Выготский: в поисках новой психологии, СПб,1993