Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Общая психология», страница 2

1. Вопросы к итоговому контролю знаний:

(письменный экзамен по билетам с двумя вопросами – для тех, кто не получил аттестации по рейтингу)

1.Психология как наука, специфика общей психологии.

2.Место психологии в системе наук о человеке.

3.Структура современной психологической науки.

4.Концепция комплексного человекознания.

5.Уровни психологического изучения человека: индивид – субъект – личность – индивидуальность.

6.Фундаментальная, прикладная, популярная, практическая и житейская психология – их соотношение.

7.Специфика психологического знания.

8.Психика человека и ее функции.

9.Структура и многоуровневая организация психики.

10.Психическое — базисное понятие психологии. Специфика психических явлений и трудности их изучения.

11.Психофизическая и психофизиологическая проблема.

12. Основные формы психических явлений – психические процессы, состояния и свойства.

13.Когнитивная, регулятивная и аффективная сфера психики.

14.Основные этапы развития представлений о предмете психологии.

15.Представления о душе в античной философии и их отражение в современных психологических воззрениях.

16.Психология как наука о сознании.

17.Возникновение психологической науки – ассоциативная психология, структурализм, функциональная психология.

18.Сознание и неосознаваемое. Отличительные признаки и примеры осознаваемых и неосознаваемых явлений.

19.Надсознательные процессы.

20.Неосознаваемые побудители сознательных действий..

21. Механизмы психологической защиты личности

22. Неосознаваемое как предмет изучения в психоаналитическом направлении.

23.Основные психодинамические концепции.

24.Бихевиоризм и поведенческая психология.

25.Гештальтпсихология.

26.Гуманистическая и экзистенциональная психология.

27.Когнитивная психология.

28.Сравнительная характеристика основных направлений современной психологии.

29.Общие принципы научно-психологического познания.

30.Основные методологические проблемы психологии.

31.Идея целостности и системности в психологии.

32.Этапы психологического исследования.

33.Классификация методов психологического исследования.

34.Организационные методы психологического исследования.

35.Эмпирические методы психологического исследования.

36.Обсервационные методы в психологии.

37.Проблема возникновения и развития психики.

38.Психика и эволюция нервной системы.

39.Эволюция психики в фило- и онтогенезе.

40.Культурно-историческая природа психики.

41. Понятие высших психических функций.

42.Происхождение и развитие сознания.

43. Сознание как высшая ступень организации психики. Самосознание.

44.Деятельностный подход в психологии.

45.Теории психической регуляции.

46. Осознаваемые и неосознаваемые механизмы психической регуляции .

47. Психомоторная организация человека.

48.Структура и виды деятельности.

49.Построение движений и физиология активности.

50.Теории научения.

2. Общий список основной и дополнительной литературы

Список обязательной литературы

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.,2010
  2. Иванников В.А. Основы психологии. – СПб.: Питер, 2010. (Часть 1: Введение в психологию).
  3. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб, 2009
  4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб, 2003
  5. Соколова Е.Е.Введение в психологию. – М., Академия, 2007

Список дополнительной литературы

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания, СПб, Питер, 2003 или др. изд. 
  2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания, СПб, .2003., или др. изд. (гл.1,2,5)
  3. Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс (Экспериментальная психологика, т.1). — СПб, 2000
  4. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания.- СПб, Речь,2003
  5. Аллахвердов В.М. Вечно зеленеющий предмет психологии на фоне сухой