Рейтинговая система аттестации студентов учитывает:
- посещаемость и активность на лекциях и семинарах;
- качество и количество конспектов, сообщений, ответов и вопросов;
- результаты обучающих экспресс-контролей – 30.09, 28.10, 25.11, 23.12), промежуточной аттестации и теста минимальной компетенции;
- самостоятельную работу студентов.
Для допуска к экзамену необходимо посещать лекции и семинары, пройти хотя бы на «удовлетворительно» все тест-контроли и промежуточную аттестацию.
Примерная тема контрольной работы для промежуточной аттестации (ориентировочно 11.11):
Психология как наука о сущности, проявлениях и структуре психики
(Тема контрольной работы будет конкретизирована в нескольких вариантах).
Первой частью экзамена в сессию является тест минимальной компетенции (ТМК) или понятийный диктант (может проводиться на компьютерах или письменно) по основным понятиям курса, вынесенным на семинары. Для тех, кто не сдал экзамена по рейтинговой системе, проводится вторая часть экзамена в виде компьютерного тестирования (по типу заданий обучающих тест-контролей).
5. Темы и планы семинарских занятий:
На каждом семинаре проводится контроль самостоятельной работы студентов (с использованием учебной и справочной литературы) над десятью ключевыми понятиями темы, которые заданы в плане.
Семинарское занятие № 1-23.09.Тема: “ Психология в системе наук о человеке ”.
План:
1. Расскажите о современных науках, изучающих человека – как биологический вид, социальное существо, элемент систем «человек-техника» и т.д.
2. Какое место в системе наук, изучающих человека, занимает психология? Обоснуйте Вашу точку зрения. Кто из ученых и как отвечал на этот вопрос?
3. Охарактеризуйте подход Б.Г.Ананьева к изучению человека – структура человекознания и основные уровни изучения человека.
4. Приведите примеры явлений, которые изучаются или должны изучаться психологической наукой. В чем проявляется психика человека?
5. Каковы пограничные проблемы, решаемые одновременно психологией и другими науками?
Ключевые понятия: Человекознание. Психология. Естественно-научная стратегия познания. Гуманитарно-ориентированная стратегия познания. Индивид. Личность. Субъект деятельности. Индивидуальность.
Литература для конспектирования, сообщений и обсуждения:
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания (гл. 1,2,6), - в избр.психол.тр./ред.А.Бодалева,т.1, М.,1980
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания, (гл.1,3,7) СПб.,2001
3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли, СПб, 2005
4. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., Питер,2004
5. Слободчиков В.И., Исаев В.П. Психология человека. – М.,1995
6. Соколова Е.Е.Введение в психологию. – М., Академия, 2007
7. Шарден П.Т. Феномен человека, М., Наука. 1987
Семинар 2. Тема: «Общая характеристика психологии как науки».
План:
1. Дайте определение психологии как науки.
2. В чем специфика психологического знания?
3. В чем различие между научной и житейской психологией?
4. Как соотносятся психологическая наука и психологическая практика? Приведите примеры.
5. Расскажите об основных видах психических явлений, изучаемых психологией - психические процессы, свойства, состояния, деятельность, поведение. Определите и разведите эти понятия. Приведите примеры.
Ключевые понятия: Научная психология. Житейская психология. Практическая психология. Психические явления. Психические процессы. Психические состояния. Психические свойства. Деятельность. Поведение.
Литература для конспектирования, сообщений и обсуждения:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.