Организация власти и нормативное регулирование поведения людей в первобытном обществе. Генезис надобщинных структур и образование протогосударств. Специфические черты становления и развития государства и права древневосточной цивилизации, страница 17


№ 28 Рецепция римского права в средневековой Европе

Этапы: 1) изучение РП в отдельных университетах Сев.Италии; 2) распространение рецепции на территории ряда гос-в и практическое применение П в деят-то судей-практиков; 3) наиболее полная переработка и усвоение достижений РП. Или теоретич.рецепция (11-15в); практич.рецепция (15-17в).

I этап. 1ые опыты заимствований из римского правоведения приходятся на VI век, когда образовали новые гос-ва в Галлии и Испании. Они оставили в сохранности многие институты и конструкции РП. Это обусловлено экюподъемом, развитием тов-денежн.отношений. тогда в Италии возникли города-гос-ва с республиканской формой правления (Милан, Венеция, Генуя, Пиза, Флоренция).

Церковное П непосредств.складывалось под воздействием римской правовой культуры. Иногда каноническое П наз.местом, по кот.римская правовая культура перешла в Средневековье.

Содействие рецепции оказало и феодальное гос-во, его судебные органы. Рец.получила новый импульс на основе развивающихся тов.-денежных отношений, роста эк.и полит.силы городов. При абсолютизме гос-во поощрялоизучение РП, способствовало открытию универов.

II этап.Изуч.и реципирование Свода законов Юстиниана. Изучение РП становится популярным и модным. Конечная фаза приходится на XV-XVI вв.

Германские государи способствовали изучению и адаптированию конструкций римского зак-ва. Покровительство находило поддержку и в западной церкви.

Было достигнуто усвоение РП на более высоком уровне. Во Франции рецепция способствовала стиранию правовых различий севера и юга, что подготовило созданию единого права. Характерно наиболее полное слияние РП с местным. В Германии по отношению к праву отдельн.местностей за РП признавалось первенство.

III этап. Время утверждения власти буржуазии. Возрожд.учения античных авторов о естественном праве и праве справедливости. Римский опыт использован в работах Монтескье (ТРВ), Макиавелли; Локк.

В обл.гражд.права Р проявилась в Франц.гражд.кодексе. в германии Р влияла на буржуазное частное право.

Т,О. РРП – это связующий компонент правового развития эпох Др.Рима, Средневековья и Нового времени.

РРП ускорялось вместе с ростом потребностей в правовом регулировании торговли, морских перевозок, развитием кредитования и новых форм собственности. Рецепция могла быть полной, частичной, периодической. Р прошла 3-4 фазы:

1. начальная связана с появлением школы глоссаторов в Болонском университете, где поначалу изучали одну юриспруденцию без богословия (до середины XIII в.).

2. глоссаторов-комментаторов сменили исследователи и толкователи под именем постглоссаторов (XIV-XV вв.).

3. центр изучения переместился во Францию, комментаторская работа сочетается с изысканиями в области истории права.

В позднем средневековье РП стало конкурировать с национальным и нередко менялось под воздействием этой конфронтации.

В Германии РРП получило наименование “современное римское право”.  В XVII в. его называли писаным разумом и юриспруденцией, висящей в воздухе. В XIX в. назвали правом общим, высшим и научным.

РП стало фактором интеграции и гармонизации интересов различных средневековых корпораций (гос-венных, церковных, городских). Оно стало авторитетной системой особого рода мышления и формулирования ценностей дух-го и практич-го назначения.


№ 29 МП: возникновение, доктрина, источники, структура, основные школы.

Явление в средневек.цивилизации на Востоке стало мусульманское право – шариат. Эта правовая система возникла и оформилась в рамках Арабского халифата. МП вобрало в себя многие Эл.предшествующих правовых культур Востока.

Этапы развития:

1. с момента его зарождения и особенно его позиции по отнош.к переменам и реф-ам (итоги развит).

2. посвящен роли МП в период с 1800 по 1945 г, правовые взгляды и представления находились под полит.влиянием Европ.держав.

3. касается развития МП с 1945 и по сей день. Эпоха независимости мусульманских государств.

Источники МП:

Гл.ист: шариат - свод религиозно-этических правовых предписаний ислама. Включает нормы гос-ного, гражд., уг. и процесс.права и опирается на Коран, Сунну и иджму.

Коран- гл.свящ.книга Ислама. Предписания носят хар-ер религиоз.-моральных установок.

Сунна- сборники преданий о поступках и изрече­ниях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками. Содержат предписания относительно семейно-наследств.и суд.права.

Иджма- решения, вынесенные авторитетными мусульман­скими правоведами по ?ам, не затронутым в вышеназ­ванных источниках.

Фетва- письменное заключение высших религиозных ав­торитетов по решениям светских властей относительно от­дельных ? общественной жизни. После.появились и др.ист.права: указы и распоряжения халифов, местные обычаи, не противоречащие Исламу и  др.

Так в кач-ве 1 из ист.шариата признают аналогию/кийас (шиитское направление не признавало).

Соотношение термина МП и шариат:

1. МП=шариату. Т.о, в шариате имеются готовые правила поведения на все случаи жизни. Он представляет собой универсальную, не имеющую пробелов систему норм, регулирующих образ жизни мусульманина. Как раз, некоторые так и говорят «Законы шариата». В европейских странах распространено мнение, что шариат – это всепроникающая и предельно детализированная система правил поведения, регламентирующая каждый шаг мусульманина, все предписывающая ему заранее и неоставляющая никакой свободы выбора.

2. МП состоит из шариата и фикха/доктрина. К первой относятся положения карана и сунны, которые имеют ясный смысл и понимаются однозначно (здесь можно найти все конкретные правила исполнения мусульманина своих религиозных обязанностей.). Ко второй группе предписаний относятся те, в которых предусмотрены лишь ориентиры, общие рамки поведения (все нормативные предписания шариата связаны с  фикха).

3. Коран и Сунна => шариат=>доктрина фикх=>МП. Шариат служит общей мировоззренческой основой для МП, связанной с религией, прежде всего через мусульманское правосознание.

Вывод: это право религии. А не право национальной правовой системы, это право мусульманина.

В мусульманском правоведении большое место всегда отводилось фикху (законоведению). Четыре корня: Коран, Сунна, иджма и кияс (суждение по аналогии).