№1 Организация власти и нормативное регулирование поведения людей в первобытном обществе.
Э.Сервис: 1)локальные группы охотников-собирателей => 2)община => вождество => 4)раннее гос-во.
1)В перв.общ-ве проявлялись не только спонтанные, но и регулируемые процессы, предопределяемые заранее установленными правилами, запретами, стандартами и иными поведенческими стереотипами. Внутригрупповые отношения носили эгалитарный характер. Рав-во проявлялось в процессе распределения продовольственных и иных ресурсов. В основе лежал эквивалентный обмен. Уже тогда складывалась власть вожака над остальными членами группы. Они воспринимали его волю как норму, которой необходимо подчиняться по тому же принципу эквивалентного обмена. Т.О, в процессе эвол.природные инстинкты уступили соц.-культурным стереотипам, что сделало возможным существование и поступательное развитие чел.общ-ва. + реципрокность (культурно психологический феномен налаживания комуник.соц.явл.м-ду людьми)
2)В основе родовой общины - родственные отношения. Они включали в себя несколько поколений сородичей, происходивших от общих предков, а также чужаков принятых в состав общины. Неолит.рев. и переход к производящей эк.обеспечили не просто выживание людей, но и создание регулярного производства продуктов питания и иных предметов, необходимых для удовл.потребностей=>переход к оседлому образу жизни. Т.о.ранняя род.община потребителей (охотников, собирателей, рыболов) сменяется общинами производителей прочные, с опред.территорией).
3)В семейно клановой общине складывалась строго фиксир.сист.труда, распред.пищи и брачно-семейных отнош. Получили развитие принципы равенства, эгалитарности и. На опред.прием-ва мог претендовать и лидер. По принципу реципрокного обмена он получал поддержку членов группы, которые за предоставляемые им блага признавали его авторитет и власть. Сам вождь, как и все, должен был руководствоваться традициями и соблюдать практику реципрокных раздач. В противном случае - смещен и замещен другим. В семейно-род. общинах на базе культов, обрядов традиций и т.п. сложились правила повед., соблюдение кот.было обязательным для всех членов группы. Строгой регламентации подвергался порядок распред.добытого общиной продукта, + ритуал его потребления, деление в связи с этим всех членов общины на ранги.
Структура общины:
ü Глава общины (лидер). Гл.функция – раздавать все то, что удалось ему приобрести, добыть и сделать. Взамен получал престиж. Обладал существенной привилегией: правом на несколько жен.
ü Старейшины, члены совета
ü Жрецы, колдуны и т. д. (люди - посредники между двумя мирами)
ü Непосредственно остальные члены общины.
Соц.нормы необходимы в осн.для поддержания мирного сосуществования и сотрудничества людей.
Признаки соц.норм:
· Рег.отнош.между людьми
· Рег.повторяющиеся ситуации.
· Рассчитаны сразу на многих людей
· Создаются разумными существами
· Имеют определенную форму
· Имеет санкцию
Выделяют следующие формы социальных норм: Ритуалы. Обряды. Мифы. Обычаи. Религиозные нормы. Моральные нормы. Нормы этикета.
Мононормы – единые, синкретные нормы.
Мононормы исчезли тогда, когда начала возникать соц.дифференциация. Ученые говорят, что вполне можно предположить, что в будущем, пусть и далеком, сфера единых для всех людей социальной регуляции расширится. Отсюда следует, что дифференциация общества либо уменьшится, либо пропадет совсем, а это приведет к возвращению мононорм, но на значительно высоком уровне.
№2. Генезис надобщинных структур и образование протогосударств
Неолитическая рев-я и переход чел-ва к производящей эк.имели самые разнообразные последствия.
Появл.ранних оседлых земледельческих об-в в регионах, благопр.для прожив.людей и их успешной хозяйственной деят-ти + увеличение численности и плотности нас-я. На территории крупной земледельческо-родовой общины могло складываться неск.поселений, что вело к формированию поселений гор.типа.
=> Нач.разделение труда (землед., скотоводч., ремеслен. и т. д.). Все это способствовало повышению эффективности производства. => Создавались "излишки", т. е. прибавочный продукт. Они реализовывались по принципу реципрокного обмена, но постеп.они стали поступать в сферу межобщинных связей, приобретая хар-ер товара. => рост прибавочного продукта, накопление богатства. Возникает имущественное неравенство.
Лидеру предоставлялись разнообразные привилегии (право иметь неск.жен) в замен функциям и ответственности. Обязанности вождей становились все более многообразными. Закладывались элементы будущей системы эксплуатации.
Т.О, Осуществл.вождем функции (редистрибутивная) приближают его власть к полит., гос-ой. Она становится вл.положения, и не связывается, как раньше, с лич. кач-ми лидера. =>властные функции вождя начинают приобретать наивысшую ценность в глазах членов группы.
Результатом эвол.общинного строя было возникновение мн-ва новых семейно-клановых общин, что привело к возникн.более крупных соц.образований — братств и племен, а иногда и к конфедерации племен. Племя имело свою территорию, имя, язык, свои религиозн.и бытовые обряды. Складываются и органы племенного самоуправл., (племенной совет, в кот.входили вожди). Члены советов и вождь племени избирались соплеменниками и могли быть ими смещены. Деят-ть органов способствовала организации коллект.работ, расширению связей между сем.-клан.группами, урегулированию межклановых конфликтов.
Формируются новые осн.упр-я общ-ом, являющимся по своей сути предгос-енным.
Новый тип определялся потребностями общественной жизни, усложнением хоз. деят-ти и всей системы социокультурных связей людей. Происходит выделение управленческой деят-ти, кот.постепенно превращается в профессиональную. Разделение людей на 2группы (управляющих и управляемых) - последней ступенью в создании гос-ва.
Организационная деят-ость приобретала полит.хар-ер, а административно-общинная знать превращалась в гос-енную. Меняется в формирующемся протогосударстве положение вождя. Опирается на административную иерархию.
Факторы, способствующие возн.первичных надобщинных структур и протого-в: эколог.среда (теплый климат, плодородные почвы и т. д.), устойчивый ур.произ-ва, дающий, избыточный продукт, демографическое давление, идеологический фактор (способствует появлению вождя).
1ые цивилизации и протогос-ва сложились на Востоке еще в IV—III тыс.до н.э. Позднее в Средиземноморском бассейне, в античном мире.
Политогенез – причины возникновения и развития государства.
Концепции: интеграционная (1958г конц.Солинза, его учитель Э.Сервис. считали, что переход происходил оч.медленно, это спокойный медленный процесс. Усложнение реципрокации и редистрибуции. Э.сервис считал, что не было конфликта. Управляющие не имели механизма насилия. Был ненасильственный, договорный характер генезиса гос-ва, как результат дифференциация, стратификация); конфликтная (М.Фрид. конфликт, напряжение за дефицитные ресурсы); смешанная (ограничительная теория Корнейро, интеграционно-конфликтная. С богатыми ресурсами, но ограничена пустынями, дает возможность собир.болше урожая => демогр.взрыв=> нагрузка на ресурсы=>столкновения>слабые подч.более сильным=>организуются гос-ва).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.