С целью устранения этого существенного недостатка была поставлена задача отыскания менее трудоемкого и аппаратуроемкого метода оперативного определения психофизиологических параметров испытуемой личности для определения ее стартоготовности к исполнению должностных обязанностей. В результате длительного поиска в качестве базового был определен прибор по измерениям сенсомоторньгх реакций испытуемой личности под условным названием «тремометр» [217,218]. Процесс измерения стартовых возможностей испытуемой личности заключается в фиксировании ее характеристик при проведении специального зонда по .У-образной траектории прибора желобкового типа. При этом процессор прибора, исполненный на интегральных микросхемах, последовательно фиксирует: время прохождения 5-образной траектории, количество касаний зондом границ желобка по всей траектории и суммарную длительность этих касаний. Прибор работает как автономо (электрическая батарейка), так и от электросети. Незначительный вес (около 1кг) и портативные размеры (155мм х 260мм х 30мм) предполагает его использование как в офисных
(например, при проведении планерных совещаний или технических учеб), так непосредственно на рабочих местах исполнителей или распорядителей движения. Простота замеров, осуществляемых с помощью прибора, позволяет снимать измерения психофизиологического состояния .личности распорядителя и исполнителя движения на протяжении любых характерных точек в течение всей смены. Развитием предлагаемой системы оперативного определения стартоготовности распорядителя или исполнителя движения может быть его использование в стационарных условиях в комплексе с ПЭВМ, ведущей базу данных как по квалификационным, так и по психофизиологическим параметрам с целью формирования интегральной оценки стартоготовности и надежности работника, обеспечивающего безопасность движения и производство маневровой работы.
Исследования надежности дежурных по станции и поездных диспетчеров с помощью "тремометра" заключались в фиксации измеренньос результатов проведения испытуемым зонда по S-образной трассе в следующих трех режимах:
1)
произвольное
прохождение (без регламентации требований по времени (t), на
протяжении
которого зонд находился внутри 5-образной трассы без касаний,
общему
времени (7), затраченному на выполнение всего теста по конкретной
мотивации,
и числу касаний (£));
2) требования минимизации времени Т и t (оптимальный режим);
3)
требования
минимизации касаний зондом границ трассы (экстремальный
режим);
В протокол эксперимента, а затем и в личную карточку распорядителя или исполнителя движения заносились показания прибора после каждого измерения. Кроме того, обращалось внимание на характерные признаки поведенческих реакций испытуемого.
|
За основной показатель, характеризующий успешность решения поставленных перед испытуемым задач, принят коэффициент управления [87] - (г):
Для условий использования «тремометра» и специфики работы распорядителей и исполнителей движения формула (35) модифицирована автором и имеет следующий вид:
к где а ~ 7 , при к > кдоп определяет, во сколько раз из-за неточного ведения
Кд0П
зонда по трассе должна быть уменьшена в качестве компенсации (штрафа за допущенную неточность) установленная надежность выполнения операций;
к-доп - максимально допустимое число касаний зондом границ трассы (для]
условий деятельности дежурных по станции и поездных диспетчеров. кд(т принимается равным 10 (так как для условий функционирования распорядителей и исполнителей движения, при этом количестве достигается достаточная степень разрешения), при к < кдоп соотношение принимается равным 1.
Р ~ fпри t > tdmсоотношение определяет, во сколько раз из-за
доп
замедленного ведения зонда по трассе должна быть уменьшена в качестве компенсации (штрафа за допущенную медлительность) установленная надежность
выполнения операций; tdorl . максимально допустимое время прохождения трассы (для условий деятельности дежурных по станции и поездных диспетчеров ttxmt обеспечивающее достаточное разрешение, принимается равным 3 сек); в случае, если t < tdm t соотношение принимается равным 1.
Так, для испытуемого Р.С.К. (стаж 22 года, г.р. 1952, пол - муж.) результаты тестирования:
1) 2.17/1.71/7 , 2) 2.16/1,69/5 3) 2,43/1,71/5, 4) 1,95/1,47/5 и 5)1.99/1.44/12 позволили установить средний коэффициент управляемости надежности) - 0,97. Для испытуемого Р.Н.В.(стаж 21 год, г.р. 1956, пол - жен.): 1)2,56/1,66/11 2)2,70/1,65/11 3) 2,54/ 1,37/ 9 4) 2,65/1,50/7 5) 2,65/ 1,43/10 6) 3,47/1,26/12 (экстремальный режим).
Выводы о тенденции надежности испытуемых делались на основе доставления средних значений коэффициентов управления (надежности) в
оПТямальном режиме (Го) со средним коэффициентом управления( надежности) в
экстремальном режиме (г.).
Показатель изменения надежности по сенсомоторной реакции испытуемых определялся из соотношения:
Анализ и обобщение полученных результатов испытаний позволил всех испытуемых распорядителей и исполнителей движения разделить на три группы по надежности. К первой группе относятся распорядители и исполнители движения, у которых эффективность сенсомоторных реакций при переходе от оптимального к экстремальному режиму работы не претерпевала существенных изменений, а разница между средними значениями коэффициентов управления находилась в границах ± S[87].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.