Лекция 1
Системный подход в управлении качеством
Система – это средство для достижения цели. Основными особенностями систем являются: целостность (есть границы), относительная обособленность от окружающей среды, наличие связей (входов и выходов) через которые система взаимодействует с окружающей средой. (Поскольку система не может быть полностью замкнутой).
Структурированность (наличие частей и взаимодействия между ними).
Системный анализ – система методов исследования или проектирование систем различного уровня сложности. Он является межнаучным и наднаучным способом работы над системами.
Системный подход – ранняя форма системного анализа, теперь это начальная фаза системного анализа, заключающаяся в качественном анализе системы и постановки задачи.
Система состоит из частей. Части, которые на данном уровне изучения системы удобно считывать неделимыми мы называем элементами. Части, которые имеет смысл продолжать разукрупнять называются подсистемами.
Лекция 2
Анализ (расчленение) – в прошлом единственный способ познания, сейчас – в совокупности с синтезом обязательная составляющая познания, заключающаяся в разложении (мысленном и действительном) изучаемого объекта или явления на составные части.
Синтез – это мысленные или реальные соединения частей в единое целое. Без синтеза познание невозможно, поэтому познание всегда является сочетанием анализа и синтеза.
Декомпозиция – операция разложения целого на части с сохранением подчиненности или принадлежности. Эта операция может быть многократной, в результате чего целое может быть представлено древовидной структурой, диаграммой Венна, т.е. структурой иерархического вида.
Агрегирование – операция объединения составных частей в целое (т.е. в агрегат). Другими словами – операция преобразования многомерной модели в модель меньшей размерности.
Эмерджентность (внезапность) – это особенность системы, заключающаяся в том, что после агрегирования, т.е. синтеза у системы помимо свойства составных частей «внезапно» появляется новые свойства.
Модуль (образец) – отображение реального объекта с какой-то целью (заместитель, который в определенных условиях может заменить оригинал, воспроизведя его необходимые свойства и характеристики, при этом давая определение преимущество или удобство).
Модель может быть:
· материальной и нематериальной,
· познавательной и прагматической,
· статической и динамической.
Основные понятия о стандартах семейства ISO 9000
Для стандартизации качества товаров и услуг в Украине принято 4 международных стандарта семейства ISO 9000. Разработана, чтобы помочь организациям всех видов и размеров внедрить и обеспечить функционирование эффективности систем управления качеством. Это семейство включает 4 стандарты:
1. ISO 9000 «Система менеджмента качества, основные положение и словарь». Этот стандарт описывает основные положения систем управления качеством и устанавливает терминологию для систем управления качеством.
2. ISO 9001 «Система менеджмента качества. Требования». Определяет этот стандарт требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность представлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и применяемым обязательным требованиям. Направлен на повышение удовлетворенности потребителей.
3. ISO 9004 «Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности». Он содержит рекомендации, рассматриваемые как результативность, так и эффективность системы управления качеством. Целью стандарта является улучшение деятельности организации и удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон.
4. ISO 19011 «Руководящие указания по проверке систем менеджмента качества и/или охрана окружающей среды». Замкнутая система улучшения качества требует контроля (который называется аудит). Со стороны руководства предприятий и различных контролирующих органов данный стандарт нормирует различные виды аудита и необходимые отчетности для них.
Стандарт ISO 9000 нормирует 8 принципов менеджмента качества, позволяющих руководству предприятия направлять его деятельность так, чтобы удовлетворить все заинтересованные стороны (руководство, потребителей, работников, контролирующие органы).
1. Ориентация на потребителя.
Поскольку предприятие зависит от потребителей, то все его действия должны быть направлены на то, чтобы понять желания потребителя, удовлетворить их и в дальнейшем превзойти их.
2. Лидерство руководителя.
Руководитель обеспечивает единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решении задач организации.
3. Вовлечение работников.
Работники всех уровней составляют основу организации и их полное вовлечение позволяет организации с выгодой использовать их способности.
4. Процессный подход.
Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами, управляют как процессами.
5. Системный подход к управлению качеством.
Выявление, понимание и управление взаимосвязанных процессов, как системы вносят вклад в результативность и эффективность организации при достижении ее цели.
6. Постоянное улучшение.
Постоянное улучшение деятельности организации в целом необходимо рассматривать как ее неизменную цепь.
7. Принятие решений, основанных на фактах.
Для принятия эффективных решений необходимо обладать точной и достоверной информацией.
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Организация и ее поставщики взаимозависимы. Отношение взаимной выгоды повышают способность обоих сторон создавать ценности.
Модели
Модели – это категория специальных систем. Целесообразная деятельность невозможна без моделирования, поскольку сама цель уже есть модель желаемого состояния, а план достижения цели (алгоритм), т.е. алгоритм действий – это модель этих действий.
Модели принято делить на материальныеи нематериальные. Так же на познавательные и прагматические, что определяется целью их существования.
Познавательные модели являются формой организации и представления знаний, т.е. средством соединения новых знаний с известными.
Прагматическиемодели являются средством управления, организации практических действий, т.е. являются образцом правильных действий или их результата.
Прагматическая модель – это цель. Отличие между моделями заключается в том, что если обнаруживается расхождение между познавательной моделью и реальностью, то изменяют познавательную модель, а если обнаруживают расхождение между нормативной моделью и реальностью, то изменяют реальность.
Прагматическая модель Познавательная модель
Динамическая и статическая модели
Статическая модель является «мгновенным фотографом» объекта или явления. Пример статической модели: Структурная схема системы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.