1. Определение объемов проветривания ж.д. тоннелей.
Lт – длина тоннеля, км;
Sт – площадь сечения тоннеля в свету, м2;
k1 – кратность воздухообмена
где - расч. интервал между поездами (1-пут.) или парами поездов (2-пут.), ч;
- ПДК по СО, мг/м3;
- фоновая концентрация, мг/м3
Далее аналогично находят при ремонтных работах и на период эксплуатации.
2. Определение депрессии вентиляционной системы.
Статическая депрессия = разности давления воздуха в начале и в конце вент. пути.
Она опр. по формуле:
где - потери давления на преодоление трения и местных сопротивлений;
-безразмерный коэффициент полного аэродинамического сопротивления;
- безразмерный коэффициент сопротив-ления единицы длины в-вода (по табл.10.1);
- длина, периметр и площадь поперечного сечения воздуховода, м и м2;
- коэффициенты местных сопротивлений (по табл.);
- плотность воздуха, кг/м3 ;
- скорость движения воздуха, м/с;
Обычно ~ 5-20% от ( + )!
При наличии в в-воде участков с разными площадями попер. сеч., на которых воздух движется с разными скоростями, коэффициенты надо приводить к одной скорости, исходя
из соотношения ,
откуда поправочные коэффициенты равны:
- коэффициент приведения к скорости Vi;
- коэффициент приведения к скорости V1.
3. Естественное напряженное состояние грунтовых массивов и его изменения при проходке подземных выработок.
Гравитационные напряжения в «нетронутом» массиве (сплошная среда):
где γ - плотность грунта;
Н - глубина от поверхности;
μ- коэффициент Пуассона;
λ- коэффициент бок. распора,
Напряженное состояние вокруг выработок
При проведении выработок ест. напряж. состояние нарушается.
Контур выработки деформи-руется
На контуре Вертикальные силовые линии сгущаются, происходит концентрация напряжений.
Зона влияния выработки в массиве грунта равна(3-5)d.
на горизонтальном диаметре увеличение напряж. более чем в 2 раза, а на вертикальном диаметре уменьшаются (потенциальный вывал!).
4. Гипотеза сводообразования М.М. Протодьяконова.
Над выработкой образуется свод обрушения высотой , а в стенах – призмы сползания (Кулон).
Высота свода обрушения
Угол наклона пл-тей скольжения к вертикали:
- «кажущийся» угол внутреннего трения.
Гипотеза проф. М.М. Протодьяконова основана на предположении, что свод
давления, образующийся над выработкой, располагается в толще однородных
грунтов.
В действительности скальные грунты, в которых наиболее часто сооружают тоннели, как правило, являются трещиноватыми массивами и могут рассматриваться как однородные в исключительных случаях.
Учет трещиноватости массива см. лекцию № 4
В современном виде: f = 0.1Rс ·α,
где α - коэффициент учета трещиноватости массива.
Наложение сводов давления
Если для параллельных выработок своды давления накладываются друг на друга, горное давление определяют от общего свода.
Теорию свода применяют в различных грунтах, если (глубокое заложение). Однако ее нельзя применять при заложении тоннеля в водонасыщенных песках (плывуны), независимо от глубины заложения.
Недостатки теории Протодьяконова:
- не зависит от глубины заложения
- не учитывает трещиноватость гр-та.
- не учит. жесткость крепи и др.
По этому ей на смену идут модели взаимодействия «крепь - массив»!
5. Определение нагрузок от горного давления при сводообразовании и действии всего столба налегающих грунтов.
6.Определение нагрузок от собственного веса конструкций
Нагрузка устанавливается по проектным размерам и материалу конструкций. Если это бетон, то масса обделки от ее верхней половины распределяют равномерно по пролету (на 1 пм длины):
где - удельный вес бетона; - объем бетона верхней половины обделки.
7. Определение нагрузок от наружного гидростатического давления воды.
Гидростатическое давление – учитывается при заложении тоннеля ниже УПВ:
В уровне верха тоннеля:
В уровне низа тоннеля:
где - удельный вес воды, кН/м3; . - коэффициент противодавления.
Если учитывается гидростатическое давление, то одновременно при определении горного давления учитывается взвешенное действие воды, принимая удельный вес грунта во взвешенном состоянии:
где - удельный вес скелета грунта; - удельный вес воды;
- коэффициент пористости грунта.
9. Сейсмические нагрузки и антисейсмические мероприятия.
Сейсмические воздействия учитываются в соответствии с главой СНиП II-7-81*
Антисейсмические мероприятия предусматриваются при расчетной сейсмичности тоннельных конструкций 7,8 и 9 баллов.
Расчетную сейсмичность устанавливают в зависимости от сейсмичности р-на строительства и категории дороги (см. табл.)
Антисейсмические мероприятия
1. При трассировании: избегать участков повышенной трещиноватости, слабоустойчивых склонов, стремиться к увеличению глубины заложения;
2. Отдавать предпочтение монолитным конструкциям с армированием их в слабых грунтах: в сборных конструкциях стремиться к укрупнению элементов и омоноличиванию их стыков;
3. При расчетной сейсмичности 7 баллов обделка должна быть обязательно (можно из анкеров и набрызгбетона),
При 8 и 9 баллах обделка должна быть замкнутой!
4. По длине тоннеля необходимо устраивать антисейсмические швы для компенсации смещений обделки.
10. Взаимодействие тоннельных крепей с окружающим горным массивом. Определение нагрузок от горного давления в режиме взаимовлияющей деформации.
В начальном гравитационном поле напряжений массив находится в равновесии, которое нарушается под влиянием проходки выработок.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.