, (4.17)
где αi – абсолютная величина угла между вертикалью и радиусом, проведенным в центре дуги (хорды) скольжения отсека.
Заметим, что поскольку на первый отсек действует не только его собственный вес, но и вес стенки, то в нем
(4.18)
Отметим также, что сила Qi в левом отсеке стремится сдвинуть сегмент, в то время как такая же сила в правом отсеке препятствует сдвигу. Препятствуют сдвигу и силы трения на поверхности скольжения всех отсеков, определяемые по закону Кулона:
Ti=Nitgφ0+c0li (4.19)
где li– длина дуги (хорды) линии скольжения i-го отсека.
Рис. 4.4. Схема сил, действующих на поверхностях скольжения отсеков из левой и правой частей сегмента сдвига
Рис.4.5. Определение относительного минимума коэффициента запаса устойчивости основания
Таким образом, моменты удерживающих и сдвигающих сил относительно мгновенного центра вращения будут
; (4.20)
, (4.21)
где , – плечи сил и относительно соответствующего мгновенного центра вращения (на рис. 4.3 показан случай, когда , ).
Условие устойчивости основания подпорной стенки против сдвига по круглоцилиндрической поверхности имеет вид /2/:
, (4.22)
где – (4.23)
– минимальное значение коэффициента запаса устойчивости, определенное по координатам центра вращения xc, zc; – коэффициенты, что и в расчете стенки на опрокидывание.
Как указывалось выше, студенты специальности «Строительство железных дорог» ограничиваются расчетом с одним центром вращения в точке с координатами хс = 2b, z= 0, а студенты специальности «Тоннели и метрополитены» выполняют расчеты для трех центров вращения с координатами центров вращения zc= b; 0; +bпри xc = 2b(b– ширина подошвы стенки) и получают три значения коэффициента запаса устойчивости k1, k2, k3. Если при этом окажется, что k2меньше k1 и k3 то, построив график изменения k(рис. 4.5), определяют относительный минимум kmin. Для определения полного минимума следовало бы продолжить расчеты. Однако это выходит за пределы объема курсовой работы.
5. РАСЧЕТ УСТОЙЧИВОСТИ УСТОЯ
5.1 Расчет активного и пассивного давлений грунта на грани устоя
В курсовой работе рассматривается обсыпной однопутный устой железнодорожного моста, схематический чертеж которого показан на рис. 5.1. На насыпи в пределах призмы обрушения находится временная подвижная нагрузка, которая действует на поверхности этой призмы в виде местной, распределенной по ширине шпальной решетки эквивалентной нагрузки pν. Влияние конуса насыпи перед устоем учитывается путем введения в расчеты его веса, который оказывает здесь давление q, осредненное в пределах ширины призмы выпора. В таблице на рис. 5.1 приведены значения этих нагрузок, а также вес устоя G, вес фундамента с грунтом на его боковых уступах G2и нагрузка Р от веса пролетного строения и веса подвижного состава в пролете моста. Здесь же приведены размеры предлагаемых к расчету типов устоя для различных высот насыпи hи длин примыкающих к устою пролетов моста.
В бланке задания указан тип устоя в соответствии c нумерацией, принятой в таблице на рис. 5.1. Кроме того, на бланке задания приведена таблица характеристик грунта в насыпи (удельный вес g и угол внутреннего трения j) и грунта в основании устоя (удельный вес g0, угол внутреннего трения j0, удельное сцепление с0), значения которых, помеченные преподавателем, принимаются также в качестве, исходных данных к расчетам.
Если принять контактные грани устоя гладкими, то интенсивность давления грунта на эти грани от собственного веса определяется согласно (2.3) и (2.4) по формулам:
за устоем – активное давление:
; (5.1)
перед устоем – пассивное давление
, (5.2)
где g – удельный вес грунта насыпи; z, z1– расстояние от поверхности засыпки до точки, где определяются активное и пассивное давления; с0 – удельное сцепление грунта основания; λa – коэффициент активного давления, определяемый по формуле (2.5) с подстановкой в нее значения j; λр – коэффициент пассивного давления, определяемый по формуле (2.6) с подстановкой в нее значений j0.
От местной подвижной нагрузки pν на призме обрушения давление насыпи на заднюю грань устоя составит некоторое значение sν (см. рис. 5.1).
Для удобства расчетов расчленим эпюру пассивного давления на две части (рис. 5:2, б):
. (5.3)
Рисунок 5.1 – Призмы обрушения и выпора у обсыпного устоя моста, сетки линий скольжения в них, эпюры активного и пассивного давлений |
Примечание |
Размеры на чертеже даны в см |
||||||||
Нагрузки |
q, кПа |
70 |
75 |
80 |
85 |
90 |
95 |
100 |
105 |
Pν, кН/м |
213 |
207 |
203 |
199 |
194 |
191 |
187 |
185 |
|
P, кН |
3200 |
3700 |
3720 |
3200 |
3700 |
3720 |
3200 |
3700 |
|
G2, кН |
2810 |
3490 |
4200 |
4860 |
5620 |
6370 |
7150 |
7950 |
|
G1, кН |
3410 |
3790 |
4220 |
4730 |
5150 |
5620 |
6140 |
6370 |
|
Размеры, см |
l1 |
315 |
335 |
360 |
385 |
400 |
420 |
435 |
440 |
k |
281 |
331 |
334 |
281 |
331 |
334 |
281 |
331 |
|
m |
100 |
110 |
120 |
130 |
140 |
150 |
160 |
170 |
|
e |
128 |
162 |
195 |
228 |
262 |
295 |
328 |
345 |
|
c |
606 |
626 |
644 |
663 |
683 |
701 |
720 |
730 |
|
d |
120 |
140 |
160 |
180 |
200 |
220 |
240 |
260 |
|
h |
1020 |
1140 |
1260 |
1380 |
1500 |
1620 |
1740 |
1810 |
|
Тип устоя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.