1. Материалы монолитных бетонных обделок (бетон, арматура, их характеристики).
Материалы должны удовлетворять требованиям прочности, огнестойкости, долговечности, устойчивости к агрессивному действию подземных вод , не выделять токсичных соединений и иметь сертификаты.
Обделки тоннелей, штолен, камер, ниш и шахтных стволов при горном способе строительства, обычно, выполняются из монолитного бетона и железобетона;
они имеют подковообразное (∩) очертание (для стволов – круговое).
Состав бетона (200-350 кг Цемента; ~0,8 м3 Щебня; ~ 0,4 м3 Песка; В/Ц 0,5 – 0,6)
а) - Класс по прочности на сжатие должен быть не ниже:
В25 – монолитной ж.б. обделки;
В15 – монол. бет. и н/б обделки, порталов, внутренних монолитных ж.б. конструкций.
б) Плотность: тяжелый бетон плотный Д = 2200 – 2500 кг/ м3
в) Марки по морозостойкости (F=100…300) и водонепроницаемости (W=2…4) (для бетона)
Арматура рабочая: стержневая, Ø 10 мм и более (для обделок) классы А-II, III, IV.
Арматура конструктивная – класса А-I.
2. Проектирование внутреннего очертания обделки 1-путного ж.д. тоннеля.
Описывают вокруг габарита приближения строений с оставлением зазора между габаритом и обделкой для размещения между ними внутритоннельного оборудования (светильники, кабели, сигналы СЦБ, вент. устройства), а также на случай отклонений в положении конструкций.
В жел.дор.тоннелях эти зазоры составляют 10…30 см.
Порядок определения О1,О2 .
Дуги окружности и прямые. Для определения центра О1 проводят (перпендикуляр) чуть выше половины скощенной стороны габарита.
Ось тоннеля делит габарит ~ пополам. Правила сопряжения.
Обе половинки обделки симметричные даже при несимметричном габарите!
Делать графически на чертеже (М 1:20; М 1:25).
После построения внутреннего очертания откладывают толщины в характерных точках: замке, условной пяте свода, стене, фундаменте.
Обделка железнодорожного тоннеля
Обделка проектируется подковообразной, т.к. преобладает вертикальная нагрузка, а горизонтальной почти нет.
Обделки в крепких грунтах (f>5) могут иметь плоские прямые стены, при меньшей крепости они должны быть криволинейны.
В слабых грунтах с (f < 4) обделка проектируется с обратным сводом – он должен предотвращать сдвиг стен обделки внутрь.
При проектировании обделок следует соблюдать следующие основные правила:
1. Ось обделки должна иметь плавное очертание, так как наличие её переломов вызывает отклонение кривой давления от оси;
2. При преобладании вертикальных нагрузок свод должен быть достаточно подъёмистым, для этого в замковой части свода ось должна иметь кривизну большую, чем в нижней части свода, примыкающей к стенам;
3. При действии на обделку бокового горного давления стены должны иметь криволинейное очертание, выпуклое в сторону грунта.
3. Проектирование внутреннего очертания обделки 2-путного ж.д. тоннеля для некрепких полускальных грунтов.
Обделка проектируется подковообразной, т.к. преобладает вертикальная нагрузка, а горизонтальной почти нет.
В слабых грунтах с (f < 4) обделка проектируется с обратным сводом – он должен предотвращать сдвиг стен обделки внутрь.
Описывают вокруг габарита приближения строений с оставлением зазора между габаритом и обделкой для размещения между ними внутритоннельного оборудования (светильники, кабели, сигналы СЦБ, вент. устройства), а также на случай отклонений в положении конструкций.
В жел.дор.тоннелях эти зазоры составляют 10…30 см.
Порядок определения О1,О2 .
Дуги окружности и прямые. Для определения центра О1 проводят (перпендикуляр) чуть выше половины скощенной стороны габарита.
Ось тоннеля делит габарит ~ пополам. Правила сопряжения.
Обе половинки обделки симметричные даже при несимметричном габарите!
Делать графически на чертеже (М 1:20; М 1:25).
После построения внутреннего очертания откладывают толщины в характерных точках: замке, условной пяте свода, стене, фундаменте.
При проектировании обделок следует соблюдать следующие основные правила:
1. Ось обделки должна иметь плавное очертание, так как наличие её переломов вызывает отклонение кривой давления от оси;
2. При преобладании вертикальных нагрузок свод должен быть достаточно подъёмистым, для этого в замковой части свода ось должна иметь кривизну большую, чем в нижней части свода, примыкающей к стенам;
3. При действии на обделку бокового горного давления стены должны иметь криволинейное очертание, выпуклое в сторону грунта.
4. Проектирование внутреннего очертания обделки 2-путного ж.д. тоннеля для крепких скальных грунтов.
Обделка проектируется подковообразной, т.к. преобладает вертикальная нагрузка, а горизонтальной почти нет.
Обделки в крепких грунтах (f>5) могут иметь плоские прямые стены, при меньшей крепости они должны быть криволинейны.
Описывают вокруг габарита приближения строений с оставлением зазора между габаритом и обделкой для размещения между ними внутритоннельного оборудования (светильники, кабели, сигналы СЦБ, вент. устройства), а также на случай отклонений в положении конструкций.
В жел.дор.тоннелях эти зазоры составляют 10…30 см.
Порядок определения О1,О2 .
Дуги окружности и прямые. Для определения центра О1 проводят (перпендикуляр) чуть выше половины скощенной стороны габарита.
Ось тоннеля делит габарит ~ пополам. Правила сопряжения.
Обе половинки обделки симметричные даже при несимметричном габарите!
Делать графически на чертеже (М 1:20; М 1:25).
После построения внутреннего очертания откладывают толщины в характерных точках: замке, условной пяте свода, стене, фундаменте.
При проектировании обделок следует соблюдать следующие основные правила:
1. Ось обделки должна иметь плавное очертание, так как наличие её переломов вызывает отклонение кривой давления от оси;
2. При преобладании вертикальных нагрузок свод должен быть достаточно подъёмистым, для этого в замковой части свода ось должна иметь кривизну большую, чем в нижней части свода, примыкающей к стенам;
3. При действии на обделку бокового горного давления стены должны иметь криволинейное очертание, выпуклое в сторону грунта.
5. Проектирование внутреннего очертания обделки автодорожного тоннеля.
Описывают вокруг габарита приближения строений с оставлением зазора между габаритом и обделкой для размещения между ними внутритоннельного оборудования (светильники, кабели, сигналы СЦБ, вент. устройства), а также на случай отклонений в положении конструкций.
В жел.дор.тоннелях эти зазоры составляют 10…30 см.
Порядок определения О1,О2 .
Дуги окружности и прямые. Для определения центра О1 проводят (перпендикуляр) чуть выше половины скощенной стороны габарита.
Ось тоннеля делит габарит ~ пополам. Правила сопряжения.
Обе половинки обделки симметричные даже при несимметричном габарите!
Делать графически на чертеже (М 1:20; М 1:25).
В адт вверху оставляют запас 1,8 – 2,5 м для размещения вент. каналов (в случае поперечной схемы вентиляции).
После построения внутреннего очертания откладывают толщины в характерных точках: замке, условной пяте свода, стене, фундаменте.
При проектировании обделок следует соблюдать следующие основные правила:
1. Ось обделки должна иметь плавное очертание, так как наличие её переломов вызывает отклонение кривой давления от оси;
2. При преобладании вертикальных нагрузок свод должен быть достаточно подъёмистым, для этого в замковой части свода ось должна иметь кривизну большую, чем в нижней части свода, примыкающей к стенам;
3. При действии на обделку бокового горного давления стены должны иметь криволинейное очертание, выпуклое в сторону грунта.
10. Конструкция порталов.
Портал предназначается для архитект. оформления входа в тоннель и закрепления любого откоса.
Переход от откр. выемки к порталу д.б. в том месте, где стоим. 1 пм выемки = стоим. 1 м тоннеля. Практически это соответствует глубине выемки в слабых грунтах () и ~20-22 м в скальных уст. грунтах f≥10.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.