Материалы монолитных бетонных обделок (бетон, арматура, их характеристики). Проектирование внутреннего очертания обделки ж.д. тоннеля. Камеры и ниши: назначение, расположение, конструкции. Внутритоннельный водоотвод. Основные системы вентиляции тоннелей, страница 2

Виды порталов:

Конструкция портала зависит от состояния грунтов на склонах горного массива и подходах к тоннелю: а – врезные; б – наклонные с торцевой подпорной стенкой; в – с выносной подпорной стенкой и искусственной засыпкой части тоннеля.

11.Вентиляционные здания

Если в тоннеле устраивают механическую вентиляцию, то порталы совмещают с вентиляционными зданиями.

Продольная система («Саккардо») - воздух подается или вытягивается по всему сечению выработки вентиляторами, установленными в вентздании.

Применяется в ждт Lт =2…3 км.

Недостатки:

-необходимо разделять транспортные потоки;

-длинные тоннели с интенсивным движением – неэффективно;

-в однопутных ждт и адт с односторонним движением при продольной вентиляции необходимо, чтобы направление вентиляционного потока совпадали с преимущественным направлением движения транспортных средств.

Плюс: дешево.


12.Камеры и ниши: назначение, расположение, конструкции

В тоннелях устраивают камеры (для хранения  подсобных ремонтных материалов) и ниши (для укрытия людей).

Камеры устраивают с каждой стороны тоннеля не более чем через 300 м, располагают в шахматном порядке.

При Lт =200…400 м – одна камера в середине тоннеля,

при Lт =400…600 м – две камеры с двух сторон на равных расстояниях.

Ниши располагаются между камерами через 60 м.

Размеры камер и ниш -по табл. 1 (СНиП 32-04-97), в миллиметрах

Устройства

Ширина

Высота

(по середине камеры, ниши)

Глубина

Камеры в тоннелях:

железнодорожных

4000

2800

2500

автодорожных

2000

2500

2000

Ниши в тоннелях:

железнодорожных

2000

2500

1000

автодорожных

2000

2500

500

Камеры спец. назначения

Это – камеры для размещения:            

-дренажей,               

-противопожарного оборудования,        

-камеры воздушных завес,                        

-эвакуационные камеры;                    

-диспетчерские пункты и т.п.

13.Конструкции гидроизоляции обделок

Гидроизоляция – применяют при сильной обводненности (течи, капеж, и др. – всего много!) и при заложении тоннелей в размываемых грунтах.

Виды гидроизоляции

Промежуточная: по черновой обделке; ПХВ – пленка  сваривается горячим воздухом; затем бетонируется внутренняя (основная) обделка.      Другой вариант: оклеечная (гидроизол, гидростеклоизол).

Внутренняя: по внутренней поверхности обделки: металлоизоляция (из сварных листов стали        δ=8-10см) или оклеечная (гидроизол, гидростеклоизол).

В этом случае устраивают ж/б поддерживающую оболочку δ=19-15см.

14.Заобделочные дренажные прорези

Дренирование (улавливание) подземных вод – основной способ в горных тоннелях

За счет появления полостей в грунтовом массиве происходит понижение УПВ с появлением водопритоков в выработках.

 При проходке тоннелей УПВ понижается, а после возведения обделки  - восстанавливается.

Дренажная прорезь – для осушения тоннелей на коротком участке (2–3 м). Это камера с обделкой и водоулавающими шпурами. Водоотвод -  в лоток тоннеля.

Недостаток -  в зимнее время промерзает.

15.Дренажные устройства с каптажными скважинами

Дренирование (улавливание) подземных вод – основной способ в горных тоннелях

За счет появления полостей в грунтовом массиве происходит понижение УПВ с появлением водопритоков в выработках.

 При проходке тоннелей УПВ понижается, а после возведения обделки  - восстанавливается.

16.Дренажные штольни

Дренирование (улавливание) подземных вод – основной способ в горных тоннелях

За счет появления полостей в грунтовом массиве происходит понижение УПВ с появлением водопритоков в выработках.

 При проходке тоннелей УПВ понижается, а после возведения обделки  - восстанавливается.

1- водоулавливающие шпуры; 2-обделка; 3-водоотводный лоток

Дренажная штольня сочетается с каптажными скважинами (вверх). Предназначается для осушения протяженных участков тоннеля.

17.Внутритоннельный водоотвод

Для сбора и удаления воды попавшей в тоннель устраивают  водоотводные лотки. Вода стекает к лоткам по выравнивающему бетонному слою с поперечным уклоном 2%.

Для возможности осмотра и очистки лотка без нарушения теплоизоляции по длине через 20-40 м устраивают смотровые колодцы.

Смотровые колодцы

Водоотводные лотки заканчиваются в предпортальной выемке смотровыми колодцами, из которых вода отводится в кюветы.

Для исключения распространения горючих нефтепродуктов лотки должны не реже чем через 280 м иметь гидрозатворы (сифоны) с отстойниками объемом не менее 0,2 м3.

Расчетный уровень воды в лотке должен быть ниже основания верхнего строения пути, а в лотке сервисной штольни – не выше подошвы лотка тоннеля.

С целью предотвращения замерзания воды, в лотке устраивают конструктивное утепление и искуственный обогрев.

Проезжая часть и внутритоннельный водоотвод в автодорожных тоннелях.

Техн. требования как для ЖДТ