Виды порталов:
Конструкция портала зависит от состояния грунтов на склонах горного массива и подходах к тоннелю: а – врезные; б – наклонные с торцевой подпорной стенкой; в – с выносной подпорной стенкой и искусственной засыпкой части тоннеля.
11.Вентиляционные здания
Если в тоннеле устраивают механическую вентиляцию, то порталы совмещают с вентиляционными зданиями.
Продольная система («Саккардо») - воздух подается или вытягивается по всему сечению выработки вентиляторами, установленными в вентздании.
Применяется в ждт Lт =2…3 км.
Недостатки:
-необходимо разделять транспортные потоки;
-длинные тоннели с интенсивным движением – неэффективно;
-в однопутных ждт и адт с односторонним движением при продольной вентиляции необходимо, чтобы направление вентиляционного потока совпадали с преимущественным направлением движения транспортных средств.
Плюс: дешево.
12.Камеры и ниши: назначение, расположение, конструкции
В тоннелях устраивают камеры (для хранения подсобных ремонтных материалов) и ниши (для укрытия людей).
Камеры устраивают с каждой стороны тоннеля не более чем через 300 м, располагают в шахматном порядке.
При Lт =200…400 м – одна камера в середине тоннеля,
при Lт =400…600 м – две камеры с двух сторон на равных расстояниях.
Ниши располагаются между камерами через 60 м.
Размеры камер и ниш -по табл. 1 (СНиП 32-04-97), в миллиметрах
Устройства |
Ширина |
Высота (по середине камеры, ниши) |
Глубина |
Камеры в тоннелях: железнодорожных |
4000 |
2800 |
2500 |
автодорожных |
2000 |
2500 |
2000 |
Ниши в тоннелях: железнодорожных |
2000 |
2500 |
1000 |
автодорожных |
2000 |
2500 |
500 |
Камеры спец. назначения
Это – камеры для размещения:
-дренажей,
-противопожарного оборудования,
-камеры воздушных завес,
-эвакуационные камеры;
-диспетчерские пункты и т.п.
13.Конструкции гидроизоляции обделок
Гидроизоляция – применяют при сильной обводненности (течи, капеж, и др. – всего много!) и при заложении тоннелей в размываемых грунтах.
Виды гидроизоляции
Промежуточная: по черновой обделке; ПХВ – пленка сваривается горячим воздухом; затем бетонируется внутренняя (основная) обделка. Другой вариант: оклеечная (гидроизол, гидростеклоизол).
Внутренняя: по внутренней поверхности обделки: металлоизоляция (из сварных листов стали δ=8-10см) или оклеечная (гидроизол, гидростеклоизол).
В этом случае устраивают ж/б поддерживающую оболочку δ=19-15см.
14.Заобделочные дренажные прорези
Дренирование (улавливание) подземных вод – основной способ в горных тоннелях
За счет появления полостей в грунтовом массиве происходит понижение УПВ с появлением водопритоков в выработках.
При проходке тоннелей УПВ понижается, а после возведения обделки - восстанавливается.
Дренажная прорезь – для осушения тоннелей на коротком участке (2–3 м). Это камера с обделкой и водоулавающими шпурами. Водоотвод - в лоток тоннеля.
Недостаток - в зимнее время промерзает.
15.Дренажные устройства с каптажными скважинами
Дренирование (улавливание) подземных вод – основной способ в горных тоннелях
За счет появления полостей в грунтовом массиве происходит понижение УПВ с появлением водопритоков в выработках.
При проходке тоннелей УПВ понижается, а после возведения обделки - восстанавливается.
16.Дренажные штольни
Дренирование (улавливание) подземных вод – основной способ в горных тоннелях
За счет появления полостей в грунтовом массиве происходит понижение УПВ с появлением водопритоков в выработках.
При проходке тоннелей УПВ понижается, а после возведения обделки - восстанавливается.
1- водоулавливающие шпуры; 2-обделка; 3-водоотводный лоток
Дренажная штольня сочетается с каптажными скважинами (вверх). Предназначается для осушения протяженных участков тоннеля.
17.Внутритоннельный водоотвод
Для сбора и удаления воды попавшей в тоннель устраивают водоотводные лотки. Вода стекает к лоткам по выравнивающему бетонному слою с поперечным уклоном 2%.
Для возможности осмотра и очистки лотка без нарушения теплоизоляции по длине через 20-40 м устраивают смотровые колодцы.
Смотровые колодцы
Водоотводные лотки заканчиваются в предпортальной выемке смотровыми колодцами, из которых вода отводится в кюветы.
Для исключения распространения горючих нефтепродуктов лотки должны не реже чем через 280 м иметь гидрозатворы (сифоны) с отстойниками объемом не менее 0,2 м3.
Расчетный уровень воды в лотке должен быть ниже основания верхнего строения пути, а в лотке сервисной штольни – не выше подошвы лотка тоннеля.
С целью предотвращения замерзания воды, в лотке устраивают конструктивное утепление и искуственный обогрев.
Проезжая часть и внутритоннельный водоотвод в автодорожных тоннелях.
Техн. требования как для ЖДТ
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.