18.Поверхностный водоотвод
Поверхностный водоотвод имеет особое значение если атмосферные осадки являются одним из основных источников питания подземных вод. Для этого планируют надтоннельную полосу с устройством нагорных канав (уклон 3-4‰), перехватывающих, собирающих и отводящих атмосферные осадки.
Растительность содействует задержанию вод на склонах горы, поэтому целесообразно их удаление.
При проектировании поверхностного водоотвода используют методы мелиорации.
19.Основные системы вентиляции тоннелей
Продольная; Поперечная; Шахтная
Продольная система («Саккардо») - воздух подается или вытягивается по всему сечению выработки вентиляторами, установленными в вентздании.
Применяется в ждт Lт =2…3 км.
Недостатки:
-необходимо разделять транспортные потоки;
-длинные тоннели с интенсивным движением – неэффективно;
-в однопутных ждт и адт с односторонним движением при продольной вентиляции необходимо, чтобы направление вентиляционного потока совпадали с преимущественным направлением движения транспортных средств.
Плюс: дешево.
Поперечная системы вентиляции
Воздух из вент/киосков подается в прод. каналы, а из ним по поперечным каналам – в транспортный тоннель. Отсос – через люки в перекрытии.
Вентиляторы распол. в вентзданиях или венткиосках.
Варианты: полупоперечная, полупродольная
Шахтная – продольная или поперечная : применяется при большой длине тоннелей
Продольные и шахтные системы должны иметь возможность реверсирования воздушной струи (п/пожар.).
Струйная (разновидность продольной)
При .
Последовательно установленные осевые вентиляторы.
Проще, но менее эффективно.
Производительность в-ров и их типы выбирают по расчету исходя из объемов проветривания, а давление – по депрессии вентсистемы.
20.Требования к воздуху тоннельной атмосферы
Для обеспечения нормальных условий труда обслуживающего персонала, ремонтных бригад необходима постоянная подача свежего воздуха, уменьшенная влажность в тоннеле и понижение консистенций вредных примесей до допустимых и поддерживающих температуру.
Объем проветривания – это количество воздуха, которое необходимо подавать в тоннель в единицу времени, чтобы:
1) разбавить вредные газы и примеси до уровня ПДК;
2) не допустить повышения температуры воздуха в тоннеле выше допускаемой по нормам.
Объем проветривания определяют отдельно для каждого режима вентиляции, отд. по СО, да еще возможны летние и зимние режимы вентиляции.
Из них за расчетные объемы принимают наибольшие.
1. В ждт при тепловозной тяге:
-определяют концентрацию СО;
-кратность воздухообмена;
-объем проветривания.
2. ЖДТ при электровозной тяге – по газам не рассчитывают,
Проводится расчет по теплоизбыткам, но также необх. расчет для случая ремонтных работ.
3. АДТ с 2 полосами движения.
Для курс. проекта в качестве исходных данных принимать, в соотв. с СНиП 2.05.02-85 («Автомобильные дороги»).
4. Расчет по теплоизбыткам.
Определяют выделение тепла от сгорания топлива или работы электр. двигателя.
21.Факторы естественного проветривания тоннелей
1) Тепловое (гравит.) давление – следствие разных температур воздуха в тоннеле и вне его:
где - разность отметок порталов; -плотность воздуха, кг/м3; .
Масса воздуха при нулевой влажности и норм. атм. Давлении.
2) Поршневое давление
где -«миделевое» сеч. поезда или автомобиля, м2 ( : легк. 2-2,8 м2; груз. 3-6 м2; автобус 3-8 м2);
- сечение тоннеля , м2;
- коэффициент лоб. сопротивления автомобиля (легк.:0,4-0,5; груз.: 0,6-1; автобус: 0,4-0,9);
- скорость движения поезда или автомобиля, м/с;
=>0 - скорость движения воздуха в тоннеле, м/с.
В ждт поршневое давл. учитывается путем последоват. вычисления нескольких аэро/динам. параметров, в том числе - скорость воздушного потока в момент выхода поезда из тоннеля, м/с, и - время свободного движения воздушного потока в тоннеле.
Проветривание тоннеля обеспечивается, если
- расчет. Интервала между поездами.
3) Баром. давление: за счет разности даПа (если размерность в мм. рт. столба, то умножаем на коэффициент 13,6).
4) Ветровое давление:
22.Классификация грунтов по крепости (школа М.М. Протодьяконова)
На основании наблюдений за поведением крепей и обобщения обширного опыта проведения горных выработок проф. М.М.Протодьяконовым в 1926 г. предложена классификация грунтов по крепости.
По этой классификации все грунты делятся на 10 категорий (I…X), с f = 0,1…20.
В основу классификации положен коэффициент крепости f (безразмерная величина), который приближенно равен одной десятой доли предела прочности скального грунта на сжатие:
f = 0.1Rс ,
Предел прочности грунта на одноосное сжатие в водонасыщенном состоянии Rс, МПа, определяют из соотношения:
Rс = P /F,
где P – нагрузка, при которой образец раздавливается, Н;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.