Специальный блок управления зарядом (БУЗ) воздействует этой системе не на обмотку возбуждения генератора, как в предыдущей схеме, а непосредственно на тиристоры на базе которых выполнен выпрямитель V2. Работа блока синхронизирована с выходным напряжением дополнительной обмотки (см. входной сигнал Uсинхр ). Кроме того блок контролирует напряжение U3 и ток I3 заряда, а также температуру воздуха tв в аккумуляторном ящике.
В этой системе, как и в предыдущей (см. рис. 4). блоки РНГ, РМН, РПН имеют те же назначения. Разница лишь в том, что в системе ЭВ.10.02.29 в единый электронный блок 2БА.115 включены: БРЧ, БУЗ, БЗ и блок управления отоплением БУО. Блок БЗ включает в себя РМН, РПН и защиту от перекоса фаз (ЗПФ).
В качестве источников вторичных СЭС в рассмотренных схемах АСЭС используются: электромашинный преобразователь ЭМП и полупроводниковый - ПП. ЭМП осуществляет преобразование постоянного напряжения вагонной сети в переменное (220 В) повышенной частоты (425 Гц), которое подается к люминесцентным лампам (потребители группы П1). ПП также преобразует напряжение вагонной сети в переменное (220 В), но промышленной частоты, (50 Гц). Это напряжение необходимо для тетания электробритв, пылесосов, бытовых холодильников (потребители группы П4).
На схеме (рис. 2.) преобразователь ПП имеет две цепи питания. На ходу (при работающем генераторе) к нему поступает питание от 30 аккумуляторов батареи (точка +б), а на стоянке от всей батареи. Необходимые переключения осуществляются контактами реле К1.
В группу П2 входят все вагонные потребители, работающие непосредственно от сети постоянного тока (электродвигатели, нагревательные элементы, цепи сигнализации и управления и др.).
Постоянное совершенствование ВЭО приводит к тому, что применявшиеся до последнего времени в вагонах с АСЭС в качестве источников вторичных CЭС электромашинные преобразователи начинают вытесняться полупроводниковыми. Кроме того широко применявшиеся ранее в этих же вагонах аппараты регулирования и защиты, выполненные на базе электромагнитных элементов, также заменяются полупроводниковыми устройствами, выполняющими те же функции.
На базе полупроводниковых элементов (см. рис. 4) выполнен и стабилизатор СТ (диодный ограничитель), обеспечивающий питание цепей ламп накаливания (потребители ПЗ).
Защита электрооборудования вагонов от коммутационных перенапряжений
Для силовых цепей систем электроснабжения вагонов характерным является наличие элементов, обладающих большой индуктивностью (обмотки генераторов, двигателей и др.), резких изменений тока, связанных с подключениями или отключениями вагонных потребителей или разрывами цепи аппаратами токовой защиты в аварийных режимах. Эти условия приводят к тому, что в моменты отключения мощных потребителей (электродвигателя вентилятора, кипятильника и т. п.) или сгорания предохранителей в этих цепях на отдельных участках системы электроснабжения возникают напряжения, которые превышают номинальные значения в установившемся режиме и называются коммутационными перенапряжениями. Значительные и длительные коммутационные перенапряжения могут привести к пробою изоляции отдельных электрических аппаратов электрооборудования вагона или выходу из строя ламп накаливания в цепях освещения. Для анализа условий возникновения коммутационных перенапряжений рассмотрим переходный процесс в силовой цепи системы электроснабжения вагона, вызванный отключением части потребителей электрической энергии.
В упрощенной схеме замещения такой системы (рис. 114, а) к источнику 1 электрической энергии, представленному в виде последовательно соединенных идеального источника э. д. с. Е и индуктивности L(активным сопротивлением источника пренебрегаем), посредством коммутационного аппарата 6 подключены п параллельно соединенных резисторов R1-Rn, суммарная мощность которых равна мощности вагонных потребителей 2 электрической энергии. При замкнутых коммутационных аппаратах 3—5 ток в общей цепи нагрузки составляет I= E/RH=PH/E(РHи RH — соответственно мощность и эквивалентное сопротивление цепи нагрузки).
Предположим, что в момент времени t= t1коммутационным аппаратом 4 отключается т потребителей. В результате ток в соответствующей ветви прерывается, а ток в общей цепи источника начинает уменьшаться. Возникает переходный процесс, который описывается дифференциальным уравнением
E=iRH + Ldi/dt, (1)
где i—значение тока в цепи источника при переходном процессе;
RH— сопротивление цепи нагрузки после выключения т потребителей электрической энергии (RH>RH).
Решение уравнения (1) можно представить в виде суммы установившегося iуст и свободного iGв токов. После окончания переходного процесса установившееся значение тока определяется выражением
iуст=I'=E/RH = РH/E = I'.(2)
Значение свободной составляющей тока iсв определяем из решения однородного дифференциального уравнения
iCвRн+LdiCB/dt = 0, откуда
(3)
где А — постоянная интегрирования; Т = L/Rнпостоянная времени электрической цепи.
Значение А находим из начальных условий, учитывая, что в ветви е индуктивностью ток в момент коммутации t=t1 не может изменятся и сохраняет свое прежнее значение которое было равно I.
В момент времени t= t1составляющие тока в соответствии с уравнениями (2) и (3) примут вид tyCT = I'; iCB = А. Следовательно,
Таким образом,
(4)
Теоретически процесс перехода от одного установившегося значения тока I к другому I' длится бесконечно долго. Однако практически этот процесс заканчивается весьма быстро за (3 - 4) T, что обычно находится в пределах от долей до сотен миллисекунд. После отключения части потребителей в индуктивности Lвозникает э. д. c. самоиндукции еl= - Ldi/dt, которая направлена согласно с э. д. с. источника Е и обусловливает появление коммутационного перенапряжения (рис. 114,6).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.