Точка А нестабилизированного плеча через диод VI0 и резистор R6 соединена с выводом 5 микросхемы А1. Часть стабилизированного напряжения между точкой Б и минусовым проводом 11 прикладывается к стабилитрону V9 и включенным: параллельно с ним резисторам R11 и R9 делителя. От точки Г делителя напряжение через резистор R10 и диод V8 подается к вывод 4 микросхемы А1. Выводы 4 и 5 являются входными цепями микросхемы, которая осуществляет сравнение прикладываемых к ним потенциалов ф5 и ф4.
Потенциал точки 5 меняется с изменением напряжения батареи. Потенциал же точки 4 имеет фиксированное значение, определяемое соотношением сопротивления резисторов R11 и R9, к которым подается неизменное напряжение со стабилитрона V9.
Работа РПН характеризуется напряжениями восстановления -Uв и срабатывания или отпускания U0,. Если напряжение батареи UБ выше напряжения восстановления (UБ > UB), то выполняется неравенство ф5 > ф4, и микросхема А1 дает команду на открытие транзистора V6 и включение исполнительного реле К1, к катушке которого подается питание. Одновременно с включением транзистора V6 параллельно резистору R9 между точкой Г и минусовым проводом 11 включаются резисторы R8 и R7 через диод V5 и открытый коллекторно-эмиттерный переход V6. Сопротивление этого участка цепи уменьшается, и снижается потенциал ф4. По этой причине срабатывание РПН при потере питания катушкой К1 произойдет при напряжении более низком, чем напряжение восстановления (U0 < UB).
Напряжение срабатывания РПН определяется наименьшим разрядным напряжением батареи и в зависимости от ее вида (кислотная или щелочная) лежит на уровне 45-40 В в вагонах без кондиционирования и 101-86 В в вагонах с кондиционированием.
В процессе работы СЭС при включении мощных потребителей напряжение батареи может снижаться на короткие промежутки времени. Чтобы исключить ложные срабатывания РПН в этих случаях во входные цепи микросхемы включены конденсаторы С1-С4, обеспечивающие необходимую выдержку времени.
Если же снижение напряжения батареи будет носить установившийся характер (Uв < U0), то потенциал ф5 станет ниже потенциала ф4, и микросхема V7 даст команду на отключение реле К1, сняв управляющий сигнал с базы транзистора V6. Одновременно оборвется, цепь резисторов R8 и R7, и увеличится потенциал точки 4. Теперь уже неравенство ф5 > ф4, необходимое для восстановления РПН, будет выполнено при напряжении, превышающем напряжение срабатывания. Это превышение составляет приблизительно 10 - 15 В. Восстановление РПН происходит автоматически при увеличении напряжения батареи, т.е. после ее зарядки. Таким образом, ступенчатое изменение напряжения, подводимого к выводу 4 микросхемы А1, обеспечивает необходимую разницу в уровнях срабатывания и восстановления РПН. Регулировать значения этих уровней можно с помощью резисторов R4 и R8.
Несмотря на имеющиеся различия в структурных схемах АСЭС вагонов, эксплуатируемых на дорогах России, полупроводниковые устройства в каждой из них выполняют практически, один и тот же круг задач. Рассмотрим структурные схемы двух наиболее распространенных на дорогах России АСЭС -производства Германии (типы 47D и 47К) и отечественную (ЭВ. 10).
Структурная схема АСЭС, характерная для импортных вагонов, приведена на рис. Основным источником питания служит вагонный генератор G постоянного илипеременного тока, а вспомогательным - аккумуляторная батарея GB. На схеме все квадратики, изображающие полупроводниковые устройства, показаны заштрихованными. Следует иметь в виду,, что требуемый режим работы генератора поддерживается регулятором напряжения генератора РНГ. Контролируя уровень напряжения генератора UГ, его ток IГ и с помощью специального устройства СУ температуру tB воздуха в аккумуляторном ящике, регулятор обеспечивает требуемый режим заряда аккумуляторной батареи.
Защиту потребителей от перенапряжений осуществляет реле максимальногонапряжения РМН воздействуя при необходимости так же как и РНГ, на цепь возбуждения генератора. Защита аккумуляторной батареи от недопустимого разряда возложена на реле пониженного напряжения РПН. На рис. 4 РПН условно показано включенным в силовые цепи питания потребителей П1 и П2 .В действительности же РПН при разряде батареи, близком к допустимому, отключает лишь цепи управления этих потребителей лишая их тем самым возможности работать.,
Для разделения цепей питания генератора постоянного тока и батареи при невращающемся генераторе между ними включен разделительный диод V. В схемах АСЭС с генераторами переменного тока отечественного и зарубежного производства эти же функции выполняет полупроводниковый выпрямитель.
Структурная схема АСЭС типа ЭВ.10, раскрывающая область использования в ней полупроводниковых устройств, приведена на рис. 2. Основной особенностью этой схемыявляется двухобмоточный индукторный генератор G трехфазного переменного тока, разделяющий цепи питания потребителей и заряда аккумуляторной батареи GB.
Основная 00 (трехфазная) и дополнительная ДО (со средней точкой) обмотки генератора подключены к выпрямителям VI и V2. Основной шестипульсовый выпрямитель VI подает постоянное стабилизированное напряжение UГО к цепям вагонных потребителей. Выпрямленное регулируемое напряжение ΔUГД дополнительного выпрямителя V2, складываясь с напряжением основной обмотки, поступает (при работающем генераторе) через специальный контактор К1 к аккумуляторной батарее. На стоянке К1 подключает батарею непосредственно к цепям питания потребителей.
Управляет переключением названного контактора специальный полупроводниковый блок - реле частоты БРЧ, контролирующий величину Ur и частоту frнапряжения генератора. На этот же блок отдельно подаются сигналы смещения (смещ.), корректирующие его работу в зависимости от числа включенных потребителе.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.