Типы генераторов. Генераторы переменного тока, страница 4

      На­ибольшее распростране­ние получил мотор-генератор  DUGG-28B.  Мотор-генератор состоит из генератора Г (рис. 28) и двигателя Д. Статоры электродвигателя и ге­нератора изготовлены отдельно, но они соеди­нены между собой бол­тами 32 и образуют единый корпус. Якорь 11 генератора с обмотками 6 и ротор 4 двигателя  смонтированы   на   общем валу 28. На шейки вала насажены      цилиндриче­ские  роликовые  подшипники 38,    20    и    шариковый    упорный о   подшипник 36 воспринимающие      соответственно     радиальные  и    осевые    нагрузки   на вал.     Подшипники   установлены  в    подшипниковых  щитах  2,   19  и закрыты   крышками   1,    21,  у   которые   защищают    камеры смазки от загряз­нения. Внутри статора генератора установлены, четыре основных полю­са, на которых монтиру­ют катушки 9 параллельной обмотки возбуж­дения и один виток 12 компенсационной по­следовательной обмотки  возбуждения. Полюсы изготовлены из электро­технической стали и укреплены каждый двумя болтами 10. Между основными  полюсами установлены четыре допол­нительных полюса, изго­товленных из катаной стали, с катушками 7 последовательной обмотки возбуждения генератора. Полюсы укреплены двумя болтами 8- Дополнительные полюсы и компенсационная обмотка служат, как и у двигателей постоянного тока, для устранения реакции якоря.

Напряжение снимается с коллектора 16 щетками 14. Четыре латунных щеткодержателя 13 укреплены на оцинкованной сталь­ной планке 17, изолированной от чугунной траверсы 18. Всего установлено четыре планки со щеткодержателями и они разме­щены под основными полюсами. Таким образом, токосъем произ­водится с помощью шестнадцати электрографитовых щеток. Причем щетки одинаковой полярности установлены в противопо­ложных щеткодержателях (через 180°). Провода, идущие от обмо­ток якоря (через коллектор, щетки) и от последовательных об­моток возбуждения (компенсационной, дополнительных полю­сов), присоединены к выводным зажимам плюс и минус, а от параллельной обмотки возбуждения к зажимам С и D короб­ки 30.

Для сохранения неизменной полярности во внешней цепи ис­пользуется механический переключатель полярности 22, который укреплен на крышке 21 подшипникового щита 19 и кинематиче­ски связан с кулачком 26 вала 28. При необходимости переклю­чать его можно вручную с помощью рычага 25, однако предвари­тельно следует снять крышку 24 люка кожуха 23.

Переключатель имеет две пары неподвижных контактов 1 , 2 и 3, 4, которые могут замыкаться двумя подвижными контактами 5 и 7, установленными на изоляционной планке 6. План­ка 6 с контактами эксцентрично связана с поворотной травер­сой! 8, на выступы которой действуют кулачки 10 и 11 шайбы 9, укрепленной на торце вала мотор-генератора. При вращении ва­ла по часовой стрелке планка перемещается вниз и контакты 5 и 7 замыкаются соответственно с контактами 4 и /. В этом положении пере­ключателя и данном направ­лении вращения якоря генера­тора щетки аа (рис. 30), имеющие положительную по­лярность, соединяются с вы­водным плюсовым зажимом в коробке генератора, а щетки б—б  с минусовым зажимом. При вращении вала против часовой стрелки  планка перемещается вверх и контакты 5 и 7 замыкаются соответственно с контактами 3 и 2. При этом щетки аа , имеющие те­перь отрицательную поляр­ность, соединяются с минусо­вым зажимом, а щетки б—б с плюсовым зажимом. Таким об­разом, полярность во внешней цепи останется неизменной.

Катушки 7Д дополнительных полюсов подключены до пере­ключателя полярности, так как направление тока в них должно изменяться в соответствии с изменением направления тока в якоре генератора, а катушки WK компенсационной обмотки под­ключены после переключателя полярности, так как ее магнитный поток всегда должен совпадать по направлению с магнитным потоком катушек Wn параллельной обмотки возбуждения неза­висимо от направления вращения якоря, так как в противном случае произойдет ослабление магнитного потока генератора и его напряжение будет уменьшаться с увеличением тока нагрузки.

Корпус электродвигателя  — это сварная конст­рукция из листовой стали. В пазы статора 5 уложена трехфаз­ная четырехполюсная (р — 2) обмотка 3, начала и концы фаз ко­торой подключены соответственно к выводным зажимам V, V, W и Z, X, У коробки 35. Ротор 4 с целью повышения пускового мо­мента двигателя имеет две короткозамкнутые обмотки типа «бе­личья клетка». Наружная является пусковой и обладает большим активным и малым реактивным сопротивлениями. Внутренняя является основной обмоткой ротора и обладает небольшим ак­тивным и большим реактивным сопротивлениями.

На вал 28 со стороны двигателя насажена фрикционная муф­та сцепления 40 и закреплена на нем при помощи шпонки 39 и корончатой гайки 41.

В верхней части мотор-генератора предусмотрен болт 15 для заземления, а в нижней части имеются три отверстия для спуска конденсата в холодное время года, которые закрываются болта­ми 29, 33, 34. Охлаждение генератора и двигателя производится

при помощи двух вентиляторов, установленных соответственно между якорем 11 и ротором 4, а также между защитным кожу­хом 37 и подшипниковой крышкой /. Воздух для охлаждения ге­нератора подводится изнутри вагона по специальному воздухово­ду к люку 27 в кожухе 23, а выбрасывается наружу через от­верстие 31.

Параметры

Тип мотор-генератора

DUGG-28B

K694L/XP44L

2ПВ.001.2

Генератор

Род тока

Постоянный

Переменный

Длительная мощность, кВт:

при движении поезда

28

21

26

на стоянках

23,5

17,5

20

Диапазон рабочей   частоты   вращения,

600—3000

520-3000

550—3000

об/мин

Напряжение, В

110/138

110/140

110/150

Двигатель

Род тока

Трехфазный

Номинальная мощность, кВа

28

22

21,5

Номинальное напряжение,  В

220/380

380

380

Частота, Гц

50

50

50

Частота вращения, об/мин

1440

1450

1470

Масса агрегата, кг

1200

1000