Наибольшее распространение получил мотор-генератор DUGG-28B. Мотор-генератор состоит из генератора Г (рис. 28) и двигателя Д. Статоры электродвигателя и генератора изготовлены отдельно, но они соединены между собой болтами 32 и образуют единый корпус. Якорь 11 генератора с обмотками 6 и ротор 4 двигателя смонтированы на общем валу 28. На шейки вала насажены цилиндрические роликовые подшипники 38, 20 и шариковый упорный о подшипник 36 воспринимающие соответственно радиальные и осевые нагрузки на вал. Подшипники установлены в подшипниковых щитах 2, 19 и закрыты крышками 1, 21, у которые защищают камеры смазки от загрязнения. Внутри статора генератора установлены, четыре основных полюса, на которых монтируют катушки 9 параллельной обмотки возбуждения и один виток 12 компенсационной последовательной обмотки возбуждения. Полюсы изготовлены из электротехнической стали и укреплены каждый двумя болтами 10. Между основными полюсами установлены четыре дополнительных полюса, изготовленных из катаной стали, с катушками 7 последовательной обмотки возбуждения генератора. Полюсы укреплены двумя болтами 8- Дополнительные полюсы и компенсационная обмотка служат, как и у двигателей постоянного тока, для устранения реакции якоря.
Напряжение снимается с коллектора 16 щетками 14. Четыре латунных щеткодержателя 13 укреплены на оцинкованной стальной планке 17, изолированной от чугунной траверсы 18. Всего установлено четыре планки со щеткодержателями и они размещены под основными полюсами. Таким образом, токосъем производится с помощью шестнадцати электрографитовых щеток. Причем щетки одинаковой полярности установлены в противоположных щеткодержателях (через 180°). Провода, идущие от обмоток якоря (через коллектор, щетки) и от последовательных обмоток возбуждения (компенсационной, дополнительных полюсов), присоединены к выводным зажимам плюс и минус, а от параллельной обмотки возбуждения к зажимам С и D коробки 30.
Для сохранения неизменной полярности во внешней цепи используется механический переключатель полярности 22, который укреплен на крышке 21 подшипникового щита 19 и кинематически связан с кулачком 26 вала 28. При необходимости переключать его можно вручную с помощью рычага 25, однако предварительно следует снять крышку 24 люка кожуха 23.
Переключатель имеет две пары неподвижных контактов 1 , 2 и 3, 4, которые могут замыкаться двумя подвижными контактами 5 и 7, установленными на изоляционной планке 6. Планка 6 с контактами эксцентрично связана с поворотной траверсой! 8, на выступы которой действуют кулачки 10 и 11 шайбы 9, укрепленной на торце вала мотор-генератора. При вращении вала по часовой стрелке планка перемещается вниз и контакты 5 и 7 замыкаются соответственно с контактами 4 и /. В этом положении переключателя и данном направлении вращения якоря генератора щетки а—а (рис. 30), имеющие положительную полярность, соединяются с выводным плюсовым зажимом в коробке генератора, а щетки б—б с минусовым зажимом. При вращении вала против часовой стрелки планка перемещается вверх и контакты 5 и 7 замыкаются соответственно с контактами 3 и 2. При этом щетки а—а , имеющие теперь отрицательную полярность, соединяются с минусовым зажимом, а щетки б—б с плюсовым зажимом. Таким образом, полярность во внешней цепи останется неизменной.
Катушки 7Д дополнительных полюсов подключены до переключателя полярности, так как направление тока в них должно изменяться в соответствии с изменением направления тока в якоре генератора, а катушки WK компенсационной обмотки подключены после переключателя полярности, так как ее магнитный поток всегда должен совпадать по направлению с магнитным потоком катушек Wn параллельной обмотки возбуждения независимо от направления вращения якоря, так как в противном случае произойдет ослабление магнитного потока генератора и его напряжение будет уменьшаться с увеличением тока нагрузки.
Корпус электродвигателя — это сварная конструкция из листовой стали. В пазы статора 5 уложена трехфазная четырехполюсная (р — 2) обмотка 3, начала и концы фаз которой подключены соответственно к выводным зажимам V, V, W и Z, X, У коробки 35. Ротор 4 с целью повышения пускового момента двигателя имеет две короткозамкнутые обмотки типа «беличья клетка». Наружная является пусковой и обладает большим активным и малым реактивным сопротивлениями. Внутренняя является основной обмоткой ротора и обладает небольшим активным и большим реактивным сопротивлениями.
На вал 28 со стороны двигателя насажена фрикционная муфта сцепления 40 и закреплена на нем при помощи шпонки 39 и корончатой гайки 41.
В верхней части мотор-генератора предусмотрен болт 15 для заземления, а в нижней части имеются три отверстия для спуска конденсата в холодное время года, которые закрываются болтами 29, 33, 34. Охлаждение генератора и двигателя производится
при помощи двух вентиляторов, установленных соответственно между якорем 11 и ротором 4, а также между защитным кожухом 37 и подшипниковой крышкой /. Воздух для охлаждения генератора подводится изнутри вагона по специальному воздуховоду к люку 27 в кожухе 23, а выбрасывается наружу через отверстие 31.
Параметры |
Тип мотор-генератора |
||
DUGG-28B |
K694L/XP44L |
2ПВ.001.2 |
|
Генератор |
|||
Род тока |
Постоянный |
Переменный |
|
Длительная мощность, кВт: |
|||
при движении поезда |
28 |
21 |
26 |
на стоянках |
23,5 |
17,5 |
20 |
Диапазон рабочей частоты вращения, |
600—3000 |
520-3000 |
550—3000 |
об/мин |
|||
Напряжение, В |
110/138 |
110/140 |
110/150 |
Двигатель |
|||
Род тока |
Трехфазный |
||
Номинальная мощность, кВа |
28 |
22 |
21,5 |
Номинальное напряжение, В |
220/380 |
380 |
380 |
Частота, Гц |
50 |
50 |
50 |
Частота вращения, об/мин |
1440 |
1450 |
1470 |
Масса агрегата, кг |
1200 |
1000 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.