Управленческие решения: типология, процесс и методы принятия

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

4. Управленческие решения: типология, процесс и методы принятия

Решение – выбор из нескольких альтернативных способов действий для преодоления разницы между действительной и желаемой ситуацией.

Принятие решения – последовательность шагов, направленных на выбор конкретного направления действия.

Управленческое решение – продукт деятельности менеджера.

Типы управленческих решений:

 - индивидуальные – организационные

 - стратегические – интеграционные – оперативные

 - структурированные – неструктурированные

 - интуитивные – основанные на суждениях (обусловлены знаниями и опытом, принимаются на основе прошлого опыта, аналогий) – рациональные (обосновываются с помощью объективного аналитического процесса; но есть понятие ограниченной рациональности)

 - направленные на преодоление проблемы (стремительные, в большей степени антикризисные, не исследуют всех вариантов)- оппортунистические (учёт возможностей)

Континуум управленческих решений

  1. Модель экономической рациональности. В основе – классические экономические представления о том, что лица, принимающие решения, максимизируют результаты деятельности фирмы. Условия применения модели:

 - решение будет полностью рациональным в смысле цепочки «путь-цель»

 - имеется полная и согласованная система предпочтений, позволяющая сделать выбор из альтернатив

 - все возможные варианты известны

 - не существует предела сложности расчётов при оценке альтернатив

Этапы рационального решения проблем:

  1. диагностика проблемы
  2. формулировка ограничений и критериев принятия решений
  3. определение альтернатив
  4. оценка альтернатив
  5. выбор альтернатив
  1. Модель ограниченной рациональности Герберта Саймона. Основные положения:

- существуют объективные ограничения памяти, причинно-следств связей, объективности

 - существует расплывчатость в определении проблемы

 - ресурсы для сбора инфо и определения альтернатив ограничены

 - есть конфликты между менеджерами и постоянное изменение ценностей

 - знания о последствиях развития альтернатив неполны

  1. Модель эвристических суждений и предвзятости. В своей модели Саймон не показывает, как предпочтения влияют на суждения. Эту проблему решает модель эвристических суждений.  В её основе – когнитивный подход к принятию решений (лица, принимающие решения, в основном полагаются на эвристику; эвристика – упрощение стратегии или практический опыт). Метод эвристических суждений сокращает инфо потребность принимающих решения и помогает

1)  обобщить прошлый опыт и использовать простой метод оценки настоящего

2)  заменить сложный процесс сбора и обработки инфо простым, основанным на опыте, подходом.

Однако эвристический подход может привести к ошибкам, так как существуют три отклоняющих фактора:

1)  эвристика доступности – оцениваем вероятность/правдоподобие наступления события относительно того, насколько легко оно вспоминается; оцениваем на основе памяти об опыте

2)  эвристика репрезентативности – принимаем решение на основе сходства текущей ситуации со стереотипами относительно таких ситуаций

3)  эвристика ориентации/приспособления – оценка, при которой начальные ценности берутся из исторических прецедентов/внешних источников, а зетам адаптируются для применения в оценке текущей ситуации.

4. Социальная модель. Исходит из того, что на процесс принятия решений значительное воздействие оказывает общество, в котором находится человек. Сюда относятся все социальные эффекты (конформность, социальная фасилитация и проч.)

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
40 Kb
Скачали:
0