Вопрос 2. Основные школы управленческой мысли (начало – 30-е годы 20 века): представители и основные положения.
Основные школы управленческой мысли:
Каждая школа внесла вклад в меню концепций и практических рецептов, применяемых в современном менеджменте.
Школа научного менеджмента
1) Акцент на управление производством (в центре внимания работа, а не человек)
Данный фокус был связан с бурным ростом производства и расцветом промышленности в данный период. В связи с тем, что рабочая сила представляла собой пестрое собрание людей различных национальностей, возникала проблема даже минимального воздействия между менеджментом и рабочими, сл-но, росла необходимость в стандартизации и механизации процессов.
2) Авторы концепции – по образованию инженеры-механики
3) Основные методы – наблюдения, замеры, анализ с целью усовершенствования операций ручного труда, их более эффективного управления
4) В России данная школа была представлена движением НОТ (Научная Организация Труда) – 1920-е гг. (Термином «НОТ» характеризуют обычно улучшение организационных форм использования живого труда в рамках отдельно взятого трудового коллектива (например, предприятия). Вместе с тем при социализме научный подход характерен и для организации труда в рамках всего общества.)[1]
Представители
Фредерик У. Тейлор (1856-1915)
«Принципы научного менеджмента» (1911) – основной труд
(ориентир – «первоклассные рабочие» - при этом важно заметить, что лидерами становились рабочие с большей производительностью, а не ветераны с бóльшим стажем)
§ Научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего
§ Кооперация с рабочими (взрывается система рабочего движения!)
§ Разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими (появление работников умственного труда)
§ Оплата по результатам труда на основе стандартов
Фрэнк (1868-1924) и Лилиан (1878-1972) Гилберты
Генри Гантт (1861-1919)
Противоречия системы научного менеджмента:
ð Главное – количественные показатели (нет приоритета качества труда)
ð Работники – «придатки машин» (инициатива не требуется)
ð Конфликты вследствие подрыва традиционной системы социальных отношений на производстве
Административная (классическая) школа
1) Акцент на управление организацией в целом
2) Основные авторы – профессиональные управляющие
3) Цель – создание универсальных принципов управления
Представители
Анри Файоль (1841-1925)
«Общее и промышленное управление» (1916) – основной труд
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.