Основные школы управленческой мысли и направления развития теории менеджмента

Страницы работы

Содержание работы

Вопрос 2. Основные школы управленческой мысли (начало – 30-е годы 20 века): представители и основные положения.

Основные школы управленческой мысли:

  • Школа научного менеджмента (конец 19 – начало 20 вв.) – акцент на производство
  • Административная школа (1920-е-1950-е гг.) – акцент на управление
  • Школа человеческих отношений – акцент на человека

Каждая школа внесла вклад в меню концепций и практических рецептов, применяемых в современном менеджменте.

Школа научного менеджмента

1)  Акцент на управление производством (в центре внимания работа, а не человек)

Данный фокус был связан с бурным ростом производства и расцветом промышленности в данный период. В связи с тем, что рабочая сила представляла собой пестрое собрание людей различных национальностей, возникала проблема даже минимального воздействия между менеджментом и рабочими, сл-но, росла необходимость в стандартизации и механизации процессов.

2)  Авторы концепции – по образованию инженеры-механики

3)  Основные методы – наблюдения, замеры, анализ с целью усовершенствования операций ручного труда, их более эффективного управления

4)  В России данная школа была представлена движением НОТ (Научная Организация Труда) – 1920-е гг.  (Термином «НОТ» характеризуют обычно улучшение организационных форм использования живого труда в рамках отдельно взятого трудового коллектива (например, предприятия). Вместе с тем при социализме научный подход характерен и для организации труда в рамках всего общества.)[1]

Представители

Фредерик У. Тейлор (1856-1915)

«Принципы научного менеджмента» (1911) – основной труд

  • Научный подход к выполнению каждого элемента работы
  • Абсолютное следование разработанным стандартам

(ориентир – «первоклассные рабочие» - при этом важно заметить, что лидерами становились рабочие с большей производительностью, а не ветераны с бóльшим стажем)

§  Научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего

§  Кооперация с рабочими (взрывается система рабочего движения!)

§  Разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими (появление работников умственного труда)

§  Оплата по результатам труда на основе стандартов

Фрэнк (1868-1924) и Лилиан (1878-1972) Гилберты

  • Изучение движений рабочих при кладке кирпичей
  • Добились роста производительности труда на 50% за счет сокращения числа движений

Генри Гантт (1861-1919)

  • Предложил систему стимулирования
    • премии (бонусы)
    • публичная демонстрация успехов в производстве (выполнения каждым стандартов)
  • Графическая система планирования и контроля (см. графики Гантта)
  • Расхождения с Тейлором: у Тейлора рабочий сам управлял своим заработком

Противоречия системы научного менеджмента:

ð  Главное – количественные показатели (нет приоритета качества труда)

ð  Работники – «придатки машин» (инициатива не требуется)

ð  Конфликты вследствие подрыва традиционной системы социальных отношений на производстве

Административная (классическая) школа

1)  Акцент на управление организацией в целом

2)  Основные авторы – профессиональные управляющие

3)  Цель – создание универсальных принципов управления

Представители

Анри Файоль (1841-1925)

«Общее и промышленное управление» (1916) – основной труд

  • Введение новой функции – административной (помимо технических, коммерческих, финансовых, страховых и учетных операций):
    • предвидение
    • организация
    • распорядительство (мотивация)
    • координация
    • контроль
  • 14 принципов управления[2] (только один из них соответствует школе научного менеджмента – «высокая производительность труда через разделение»)
  • Профессиональное «административное образование» на основе «совокупности испытанных и проверенных опытом принципов, правил, методов и приемов»

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Менедмент
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
195 Kb
Скачали:
3