Макс Вебер (1864-1920)
Теория (идеальной)
бюрократической организации
- Вся организация должна
работать как машина
- Элементы идеальной
организации:
- функциональная
специализация
- «иерархия офисов»
(вертикальная специализация)
- система правил и
процедур
- четкая система
карьерного роста
- Данная
модель должна обеспечивать скорость, точность, порядок, определенность,
непрерывность, предсказуемость
- Теория
Вебера и современный менеджмент: сегодня не может считаться моделью, но
игнорировать ее нельзя, т.к. это может привести к умиранию компании
Честер И. Барнард
(1826-1961)
«Функции управляющего»
(1938) – основной труд
- Теория кооперации
(рассматривается механизм организационных процессов)
- Концепция формальных и
неформальных отношений – соответственно, два типа кооперации:
- формальная – з/плата,
рабочий процесс и т.д.; строго регламентирована
- неформальная –
требуется для выполнения задач и удовлетворения потребностей работников
При
этом внутри организации могут существовать неформальные группы, а реальные
(неформальные) лидеры могут не совпадать с формальными руководителями. В такой
ситуации неформальные группы становятся важным источником коммуникаций. Вопрос
для менеджмента: подавлять или грамотно использовать эти неформальные
отношения.
- Три
функции управляющего:
- создание
и поддержание внутрифирменных коммуникаций
- стимулирование
активности работников
- формулирование
цели и задач организации
- Согласительная
теория власти (теория восприятия):
- «на
практике контроль всегда осуществляется, прежде всего, над руководителем»
(организационная власть определяется не теми, кто отдает приказы, а теми,
кто либо принимает, либо отвергает их)
- «зоны
безразличия» (Каждый человек обладает «зоной безразличия».
Распоряжения, попадающие в эту область, признаются безоговорочно. Другие
же попадают на нейтральную линию или рассматриваются как явно неприемлемые.
Если речь идет о зоне безразличия, то она может быть широкой или узкой в
зависимости от того, какими стимулами руководствуется индивид и на какие
жертвы идет работник ради организации. Эффективно работающий руководитель
должен создать у всех работников ощущение, что они получают от
организации больше, чем дают ей. Это расширяет область безразличия, и
подчиненные охотно признают большинство распоряжений)
- несогласие
одного работника с приказами может являться угрозой другим членам
организации (обостряется с введением коллективных премий) - Когда это
происходит, сотрудники часто будут оказывать давление на этого индивида,
чтобы он подчинился, и в результате усилится общая стабильность
организации
- бизнес-организации
– это наиболее эффективный инструмент социального развития
Школа
человеческих отношений
1)
Психологические
и социологические аспекты труда, удовлетворенность трудом
2)
Ключевое
допущение: работники стимулируются и контролируются в результате влияния
социальных отношений, связанных с трудом
3)
Этапы:
I –
1930-е-1940-е гг.
II –
1950-е-настоящее время
(III –
1980-е-настоящее время)
Представители
Мэри Паркер Фоллет (1868-1933)
- Концепция
конструктивного конфликта – происходит интеграция интересов и движение к
новому, прогресс
- Менеджмент
– «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц» (рассматривается
как общая функция всех организаций, а не только коммерческих)
- Менеджмент
– функция, а не набор инструментов («Власть не есть нечто изначально
заданное, которое может быть передано кому-либо)
- Подчеркивается
роль личности