Основные школы управленческой мысли и направления развития теории менеджмента, страница 3

Э. Мейо (1880-1949)

Хотторнские эксперименты (1924-1932):

  • Цель: выяснить влияние физических условий труда на производительность труда (ПТ) и эффективность
  • 1 стадия – влияние степени освещенности рабочих мест на ПТ (результаты – ПТ не изменилась)

Хотторнский эффект – на ПТ влияют отношения людей в группе («не подвести», т.е. люди знали о проведении эксперимента и прилагали дополнительные усилия для того, что показать высокие результаты)

2 стадия – влияние отдыха/усталости на ПТ

  • Выводы:
    • работники – «социальные существа»
    • неформальная группа определяет поведение работника
    • эффективность менеджера зависит от взаимного доверия

Второй этап развития школы человеческих отношений – бихевиоризм

ð  Рост эффективности организации за счет повышения эффективности человеческих ресурсов

ð  Междисциплинарный подход – объяснение поведения человека в процессе труда

ð  Основные проблемы: мотивация, лидерство, организационные коммуникации, построение организации

ð  Концепция организационного поведения – три уровня анализа (индивид, группа, организация)


Вопрос 4. Основные направления развития теории менеджмента в 1980-90-е годы: краткая характеристика.

Общие особенности исследований

1)  Эмпирические исследования

2)  Приоритет «человеческого фактора»

3)  Международный сравнительный анализ «лучших компаний» (best practices)

Новая проблематика

1980-е:

  • Организационная культура
  • Комплексное управление качеством
  • «Стройное» (экономное) производство

1990-е:

·  Лидерство

·  Реинжиниринг бизнес-процессов

·  Управление знаниями

Основные концепции

У. Оучи

Теория «Z» (1981)

  • Ключевой тезис: основная роль в росте ПТ и эффективности производства принадлежит тем, кто трудится на данном предприятии
  • Типы фирм: A, J, Z

A – American

J – Japanese

Z – A + J

  • Особенности управления в фирмах типа Z:
    • доверие
    • «человеческая инженерия»
    • коллективное принятие решений
    • эгалитарность
    • принцип «холизма» (координация и интеграция)
    • клановая организация

Т. Питерс, Р. Уотерман

«В поисках эффективного управления» (1982)

  • Авторы – ведущие консультанты McKinsey
  • Выборка: 62 крупные американские корпорации
    • крупные и долгосрочно преуспевающие
    • склонные к нововведениям
    • многоотраслевой срез

«Не нужно выезжать за пределы страны, чтобы найти успешные компании»

§  От парадигмы «стратегия-структура» к концепции «7-С» (см. hand-outs Катькало) – 7 факторов успеха

(7S: strategy, structure, systems, staff, skills, styles, shared values)

§  «Мягкие» (staff, skills, styles, shared values) и «Жесткие» (strategy, structure, systems) факторы (третий этап школы человеческих отношений)

§  8 характерных черт эффективного управления[3]

Концепция «комплексного управления качеством»

1)  У. Деминг (США и Япония), опыт компании Toyota

2)  Total Quality Management – системный подход к управлению качеством

a.  не ОТК (отдел технического контроля), а на всех стадиях, начиная с проектирования

b.  контроль качества на стыках смежных процессов